Материалы » Особенности формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта » Формирование самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Цель, задачи и содержание формирующего этапа

Формирование самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Цель, задачи и содержание формирующего этапа
Страница 1

Анализ теоретических источников и результаты констатирующего этапа позволили нам сделать вывод, что с подростками с нарушением интеллекта необходима работа по коррекции самооценки.

Целью формирующего этапа является выявление особенностей формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Составить комплекс занятий, направленный на формирование адекватной самооценки у подростков с нарушением интеллекта;

2. Апробировать подобранный нами комплекс занятий в экспериментальной группе подростков с нарушением интеллекта;

3. Проверить эффективность предлагаемого комплекса занятий по формированию самооценки.

Для решения поставленных задач в ходе формирующего этапа экспериментального исследования нами был подобран комплекс занятий, в основе которого лежат исследования Крюковой С.В., Слободяник Н.П. (2003), Чистякова М.И.(1990), Хухлаевой О.В. (2006), Яковлевой Н.Г. (2002).

В ходе коррекционно-развивающей работы мы ориентировались на следующие методические принципы (Лубовский В.И., 1989 , Усанова О.Н., 1990):

1. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание принципа коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования.

2. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и должна бать направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами.

3. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.

4. Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям. Выбор комплекса из нескольких методов определяется в зависимости от целей и задач программы, возрастных индивидуальных особенностей и организации условий их реализации.

5. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной работы. Этот принцип основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития (П.Я.Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.Н.Мясищев и др.).

6. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веру в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

Формирование адекватной самооценки у подростков с нарушением интеллекта требовало постановки следующих задач:

• повышать уровень в себе;

• оптимизировать «Я-Концепцию» и уровень притязаний;

• развивать чувство эмпатии, умение выражать свои эмоциональные состояния;

• развивать групповую сплоченность;

Страницы: 1 2 3 4