Анализ теоретических источников и результаты констатирующего этапа позволили нам сделать вывод, что с подростками с нарушением интеллекта необходима работа по коррекции самооценки.
Целью формирующего этапа является выявление особенностей формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Составить комплекс занятий, направленный на формирование адекватной самооценки у подростков с нарушением интеллекта;
2. Апробировать подобранный нами комплекс занятий в экспериментальной группе подростков с нарушением интеллекта;
3. Проверить эффективность предлагаемого комплекса занятий по формированию самооценки.
Для решения поставленных задач в ходе формирующего этапа экспериментального исследования нами был подобран комплекс занятий, в основе которого лежат исследования Крюковой С.В., Слободяник Н.П. (2003), Чистякова М.И.(1990), Хухлаевой О.В. (2006), Яковлевой Н.Г. (2002).
В ходе коррекционно-развивающей работы мы ориентировались на следующие методические принципы (Лубовский В.И., 1989 , Усанова О.Н., 1990):
1. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание принципа коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования.
2. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и должна бать направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами.
3. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.
4. Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям. Выбор комплекса из нескольких методов определяется в зависимости от целей и задач программы, возрастных индивидуальных особенностей и организации условий их реализации.
5. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной работы. Этот принцип основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития (П.Я.Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.Н.Мясищев и др.).
6. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веру в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
Формирование адекватной самооценки у подростков с нарушением интеллекта требовало постановки следующих задач:
• повышать уровень в себе;
• оптимизировать «Я-Концепцию» и уровень притязаний;
• развивать чувство эмпатии, умение выражать свои эмоциональные состояния;
• развивать групповую сплоченность;
Природа детской одаренности
а) Структура одаренности
Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого по ...
Профессионально–ценностные установки студентов
Профессиональное формирование человека кроме освоения необходимыми знаниями и навыками подразумевает также изменение структуры личности будущего специалиста. Особенно это касается тех профессий, которые имеют непосредственный контакт с людьми: педагоги, врачи и т.д. Очень часто учитель обладает достаточным знанием своего предмета, эруди ...
Использование - защита ("волк и овца") (модель
№ 4)
Здесь, как и в модели 3, присутствует сознательный конфликтный умысел. Мотив конфликта - извлечение пользы из другого человека в ущерб его интересам. Данный конфликт основан на изначальном неравенстве сил сторон и стремление сильной стороны удовлетворить свои потребности за счет слабой, в том числе путем нанесения ей вреда. Под силой в ...



Разделы