• развивать коммуникативные навыки;
• развивать словарь детей, отражающий качества характера и внешности.
Коррекционно-развивающая работа проводилась в три этапа:
– первый этап являлся вводным. Его цель – формирование благоприятных условий для работы группы, установление позитивного эмоционального контакта через создание условий для раскрепощения детей в группе.
– Работа на втором, реконструктивном, этапе проводилась на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом, что обуславливается трехкомпонентной структурой самооценки. Основным методом когнитивного уровня являлась беседа. С помощью этого метода у детей формировалось осознание своей ценности, положительное отношение к себе и окружающим. При работе на эмоциональном уровне особое внимание уделялось овладению приемами саморегуляции. Большое значение придавалось развитию способности к эмоциональной децентрации, формированию позитивного отношения к себе и другим. На этом уровне использовались приемы арртерапии и психогимнастика. На поведенческом уровне происходило формирование более адаптивных поведенческих партнеров, преодоление стереотипов. Основным методом поведенческого уровня являлась игротерапия.
– Третий этап – закрепляющий. Его задача – помочь детям прийти к осознанию собственной значимости, сформировать уверенность в себе, доброжелательной отношение к сверстникам.
На первом, вводном, этапе создавалась установка на активный психокоррекционный процесс, велась работа по развитию социальных эмоций у учащихся, используемые игры и игровые задания были направлены на снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения, атмосферу принятия каждого. Развивались способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить собственное, уменьшить тревожность, воспитать уверенность в себе.
Например, в упражнении «Эхо», экспериментатор настраивал учащихся друг на друга, давал возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания. Для этого учащиеся сидели на стульчиках в кругу. Один из участников называл свое имя и прохлопывал его в ладоши, а остальные за ним повторяли. И так все по очереди. Упражнение «Солнечный зайчик» было направлено на снятие эмоционального напряжения. Учащиеся также сидели в кругу, слушали экспериментатора и представляли, что солнечный зайчик побежал по их лицу. Они гладили его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Дети встали в круг и взялись за руки. Экспериментатор развивал чувство единства с помощью игры «Доброе животное»: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох- шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.».
На когнитивном уровне основным методом была беседа. Например, в ходе беседы «Я могу, я умею» школьники рассказывали о своих качествах и умениях. Приведем высказывания испытуемых. Алина Е.: «Я могу скакалке прыгать, умею улыбаться. Я добрая и смелая»; Дима А.: «Я умею рисовать, могу читать. Я хороший, умный, красивый»; Таня В.: «Я спортивная, веселая, интересная, смешная. Могу петь, умею танцевать».
Особенности развития слухоречевой памяти
дошкольников в норме и при речевых нарушениях
Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ре ...
Проблемы руководства и
лидерства в организации
Важной для понимания специфики управленческого труда является проблема лидерства в организации. В самом широком смысле лидер - это представитель, доверенное лицо, выразитель основных интересов и ценностей группы. В современной управленческой литературе часто используется и другое понятие - лидер организации, рассматриваемый как «человек ...
Результаты экспериментального изучения самооценки спортсменов
Экспериментальное изучение самооценки спортсменов включает в себя исследование: специфики самооценки спортсменов, ее психологических детерминант, роль в процессе адаптации к спортивной и учебной деятельности, а также возможности самопознания как средства коррекции характеристик самооценки. Самооценка изучается по показателям ее выраже ...
Разделы