*при р≤ 0,05 r кр =0,28; ** при р≤0,01 r Кр =0,36
Как мы видим из таблицы 4 достоверные прямые связи были выявлены между уровнем притязания и такими шкалами самоактуализации как ориентация во времени, (р≤0,05) ценностные ориентации (р≤0,05), сензитивность (р≤0,05), спонтанность (р≤0,01), самоуважение (р≤0,01), самопринятие (р≤0,05), представление о природе человека (р≤0,01), синергия (р≤0,01), принятие агрессии (р≤0,01), контактность (р≤0,05), познавательных потребностей (р≤0,01) и креативности (р≤0,01).
То есть чем выше уровень притязания у подростков, тем выше подростки ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, тем более стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, тем более у них развита саморегуляция и рефлексия, способность естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, более положительно оценивают природу человека, тем более принимают свое раздражение, гнев и агрессивность, более способны к установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми, более стремятся к приобретению знании об окружающем мире и творчеству.
Достоверных связей не было выявлено между уровнем притязания и поддержкой, а также гибкостью поведения, что может быть обусловлено особенностями возраста, стремления подростков быть принятыми в группу и коррекции на основе этого своего проведения.
Таким образом, по результатам проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
4 Большинство подростков имеют низкий уровень притязания. Эти подростки выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.
5 У большинства подростков низкие характеристики самоактуализации, это говорит о высокой степени их зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля, ориентации на конкретный промежуток времени, низкой осознанности своих потребностей и чувств, низкой степени гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, отсутствии способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
6 Подросткам с высоким уровнем притязаний свойственны характеристики самоактуализирующейся личности, при умеренном уровне притязаний большинство характеристик самоактуализации являются среденевыраженными, подросткам с низким уровнем притязаний характерна низкая самоактуализация.
7 Гипотеза о том, что самоактуализация личности подростков связана с уровнем их притязания, подтвердилась
Развитие личности в игровой
деятельности. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью. Проблема игры как деятельность всегда находилась в центре внимания исследований детского развития (В; Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже; А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В зарубежной психологии игра трактуется как деятельность по природе инстинктивно-биологическая. В отечественной психоло ...
Влияние группы на индивидуума
Немов Р.С. отмечает, что «человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных групп» (16, с.483). К ...
Методы проведения профилактики профориентации
Так или иначе, но молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим. Он будет создавать р ...
Разделы