Заключение
Страница 1

В данной работе мы изучали влияние уровня притязания на самоактуализации личности.

В ходе анализа теоретических положений по проблеме исследования мы установили, что самоактуализация это "полное использование наличных талантов, способностей, возможностей и т.п."

Актуализироваться – значит становиться действительным, фактически осуществлять свои потенциальные возможности.

Понятие самоактуализации рассматривается как процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей; как персонализированная, самоопределившаяся самость среди других, для других, и только таким образом – для себя; как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности; как сознательное, намеренное изменение Я-реального в направлении Я-идеального; как самоосуществление «иных культур».

А. Маслоу считал, что для самоактуализации необходим высокий уровень притязаний, стремление к максимальной реализации своих талантов и возможностей.

Под уровнем притязания подразумевают стремления индивида к цели такой сложности, которой по его мнению соответствуют его способности, а также достижения в определённом виде действия, сфере общения, на которую рассчитывает человек при оценке своих возможностей.

На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. В связи с этим бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (претендует на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее).

В эмпирической части работы мы проверяли гипотезу о наличии взаимосвязи между уровнем притязания и характеристиками самоактуализации на выборке подростков.

В ходе проведенного исследования нами было выявлено, что большинство подростков имеют низкий уровень притязания. Эти подростки выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться либо заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

В целом невысокий уровень притязаний, особенно в ситуации неуспеха характерен большинству подростков по данным различных исследователей.

Проведенное исследование характеристик самоактуализации показало, что у большинства подростков низкие значения, это говорит о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля, ориентации на конкретный промежуток времени, низкой осознанности своих потребностей и чувств, низкой степени гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, отсутствии способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Сопоставив данные исследования уровня притязания и самореализиции у подростков мы установили, что у подростков с высоким уровнем притязания характерны высокие показатели по уровню притязания, то есть подростки стремящиеся к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей живут настоящим, но при этом ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видят свою жизнь целостной. Эти подростки относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, они свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию, гибки в реализации своих ценностей в поведении, обладают высокой саморегуляцией и рефлексией, способны естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, положительно природу человека в целом как положительную, принимают свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, при этом способны к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми, стремятся к приобретению знании об окружающем мире и творчеству.

У подростов с умеренным уровнем притязания, характеристики самоактуализации чаще всего выражены на среднем уровне

Страницы: 1 2


Корреляционный анализ результатов исследования
Хотя на первый взгляд результаты первичного и контрольного исследования значительно отличаются друг от друга, мы не можем достоверно утверждать, что эксперимент удался. Для этого необходимо установить являются ли статистически достоверными между средними до и после эксперимента. Для установления статистической достоверности различий сре ...

Выводы
Целью констатирующего эксперимента была диагностика исходного уровня развития слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи. Для этого были подобраны методики диагностики слуховой памяти дошкольников, отобраны детей для экспериментального исследования, проведено их обследование, сформулированы выводы об исходном уровне ра ...

Эмпирическое исследование изучения взаимосвязи доминирующего стиля управления и социально-психологического климата коллектива. Описание процедуры и методики исследования.
Процедура исследования состояла из нескольких этапов: На первом этапе были выявлены доминирующие стили управления у 10 руководителей малых торговых предприятий. На втором этапе из общей выборки выделены 3 руководителя с доминирующими стилями управления: демократический, авторитарный, либеральный. Проведено исследование социально-психо ...