Материалы » Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей » Семья как фактор формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личности

Семья как фактор формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личности
Страница 3

Существует целый ряд объяснений зависимости нравственного роста ребенка от характера семейной атмосферы. Сердечные, душевные отношения способствуют тому, что дети уважают родителей, восхищаются ими и стремятся стать похожими на них, что, в конечном счете, формирует у юных положительные моральные качества. Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся так же относиться и к другим. Юноши живущие в атмосфере враждебности и непонимания, «идентифицируют себя с агрессором» – и хотя и боятся своих родителей, но перенимают их антиобщественные черты. Теория дифференцированных ассоциаций (Sutherland, Cressey, 1966), (94), описывает условия, в которых формируются нравственные и преступные качества, а также оценивает, какое влияние на моральное развитие подростка оказывают его взаимоотношения с окружающими – с учетом их приоритетности, продолжительности, интенсивности и частоты.

Согласно концепции ролевого моделирования, то, в какой степени ребенок идентифицирует себя с одним из родителей, зависит от частоты, интенсивности и близости их общения. Для сына, проводящего больше времени и активно взаимодействующего с отцом, влияние последнего, вероятнее всего, окажется решающим. Аналогично, девочка, которой ближе общество матери, скорее идентифицирует себя именно с ней. Благодаря частому и интенсивному общению с родителями (особенно если оно демократичное и взаимное) ребенок перенимает и усваивает родительские ценности и нормы. Одностороннее авторитарное воздействие родителей ведет к более слабым связям и меньшему научению подростка. Таким образом, очень важна открытость отношений родителей и детей. Исследования феномена приходящего отца, оказывающего минимум необходимого мужского влияния на ребенка, подтверждают, что отсутствие личного примера весьма неблагоприятно сказывается на нравственном формировании последнего (Parish, 1980), (86).

Исследования фактора семейной дисциплины говорят о том, что она оказывает положительное влияние на нравственное развитие детей, когда проводится в жизнь не хаотично, а последовательно; когда поддержание дисциплины происходит в форме душевного общения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля; когда прибегают к справедливым и беспристрастным дисциплинарным взысканиям, а не к карательным мерам; когда между детьми и родителями складываются демократические отношения, а не процветает вседозволенность или деспотизм (Zelkowitz, 1987), (87).

Формирование и структура ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей складывается в результате социализации главным образом в семье. Причин, что в семье подростка воспитывает один из родителей по разным источникам насчитывают от 20 до 40, но на современном этапе ведущей является развод родителей (46). Поскольку развод становится все более распространенным явлением, особую важность приобретает вопрос о его влиянии на старшеклассников.

Современная статистика показывает, что чуть более половины всех вступающих в первый брак – в возрасте от 25 до 29 лет — со временем расторгают его (Norton and Moorman, 1987). У подавляющего большинства разведенных пар остаются дети, нередко уже достигшие подросткового возраста. Все больше и больше практикующих врачей-психиатров и психологов рассматривают развод родителей как главное негативное событие в жизни юношей, источник неуверенности, замешательства, болезненных переживаний. Одни специалисты полагают, что в большинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, впоследствии совершенно залечиваются; другие, напротив, настаивают на том, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности старшеклассников (Wallerstein and Kelly, 1980). Однозначно решить эту проблему нелегко: слишком много факторов приходится принимать во внимание.

Реакции юношей на развод, проявляющиеся непосредственно после него, исследованы и документированы достаточно хорошо. Одна из них — шок и отказ верить в случившееся - возникает в тех случаях, когда подросток не осознает всей глубины семейных проблем. Другая реакция – страх, тревога и неуверенность в будущем: «Папа уедет? Мы с ним еще увидимся?» или: «Мне придется перейти в другую школу? », «С кем я буду жить? », «Смогу ли я поступить в колледж?»

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Развитие речи у ребенка на разных этапах развития. Период младенчества и кризис 1 года
Вместе с развитием мышления, эмоциональным и физическим развитием начинается развитие речи. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чащ ...

Ньютоно-картезианское заклятие механистической науки
В течение последних трех столетий в западной науке господствовала ньютоно-картезианская парадигма - система мышления, основанная на трудах британского естествоиспытателя Исаака Ньютона и французского философа Рене Декарта. Используя эту модель, физика добилась удивительного прогресса и завоевала себе солидную репутацию среди всех прочих ...

Принципы холотропного дыхания. Теоретические положения
Широкое понимание человеческой психики, которое включает биографическую, перинатальную и трансперсональную области. Феномены, относящиеся ко всем этим областям рассматриваются как естественные и нормальные составляющие психологического процесса, они принимаются и поддерживаются целиком. Понимание того, что необычные состояния сознания, ...