Материалы » Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей » Семья как фактор формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личности

Семья как фактор формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личности
Страница 5

Развод представляет собой серьезное испытание для обоих супругов, даже если он проходит в мирных условиях (Plummet and Koch-Hattern, 1986), (91). В условиях же «боевых» он приводит к душевным травмам, внутренним по­трясениям и утрате жизненных ориентиров.

После развода бывшие супруги сталкиваются с проблемами одиночества, необходимостью приспосабливаться к новому социальному статусу; они вынуждены заниматься поиском знакомств и новых форм общения с людьми (Fischman, 1986). Серьезное значение может приобрести и денежный вопрос. По иронии судьбы развод обычно приводит к снижению уровня жизни матери с детьми и повышению уровня жизни отцов (Pett and Vaughan-Cole, 1986).

Одинокой женщине с детьми часто приходится играть роль не только матери, но и отца – она оказывается перегруженной всевозможными делами, так как теперь вынуждена решать все семейные проблемы самостоятельно (Berman and Turk, 1981; Bird and Harris, 1990). Продолжение контактов между бывшими супругами может причинять мучительные страдания обоим. Однако бывает и так, что поддержка бывшего мужа или жены весьма полезна (Ferreiro, Warren, and Копапс, 1986), (92). Бабушки и дедушки также могут оказать положительное воздействие на привыкание подростков к новым условиям жизни. Правда, не все родители, а также не все бабушки и дедушки способны помочь детям (Spanier and Hanson, 1982). Если бывшие супруги оказываются не в состоянии успешно преодолеть переходный период своей жизни, им следует обратиться за помощью к специалисту, поскольку, как было уже сказано выше, от их умения приспособиться к новой ситуации зависит и адаптация старшеклассников (Guidubaldi and Perry, 1985), (88).

Существуют серьезные доказательства того, что люди, чьи родители развелись, разводятся чаще тех, кто вырос в прочной семье (Amato, 1988; Kobrin and Waite, 1984; Mueller and Cooper, 1986). Другими словами, склонность к разводам, похоже, передается от поколения к поколению.

Из работы: Flewelling and Bauman ( 1990) выявлен рост процентного соотношения вредных привычек у подростков из неполных семей по отношению к показателям в полных семьях. Это наглядный пример влияния типа семьи на формирование ценностных ориентаций у подростков.

Выводы

По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Они определяют содержательную сторону личности и составляют основу ее отношений к окружающему миру, к себе самой, являются ядром мотивации жизненной активности, основой жизненной концепции.

Персональная иерархия ценностей строго индивидуальна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Ценности – основа и цель воспитания, начиная с семьи, детских садов, школ и других социальных институтов. У старшеклассников ценностные ориентации в основном находятся на стадии формирования. В связи с особенностями подросткового возраста, личностной нестабильностью, выбор приоритетов часто меняется.

2. Юношеский возраст – это трудный период завершения полового созревания и психологического взросления. Основные новообразования этого возраста: чувство взрослости, стремление к освоению новых социальных ролей, что отражается в появлении новых интересов, разнообразные образы «Я» объединяются в единое целое, образуя «Я-концепцию», которая является центральным новообразованием всего периода. В этом возрастном периоде большая восприимчивость к усвоению норм и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Идет большая внутренняя работа по пересмотру своего отношения к себе, к людям и окружающему миру в поисках своих ценностей. В этот период конфликты со взрослыми направлены на противостояние всему адекватному, уровень критичности по отношению к взрослым возрастает, старшеклассники считают, что их принижают, недооценивают, поэтому реальные и адекватные ценности оттесняются на второй план из-за недостаточности личностных ресурсов. Механизм дифференциации формируется медленно или не срабатывает, находясь в угнетённом конфликтами состоянием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Специальная психология для детей с задержкой психического развития.
Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их к ...

Характеристика условий обучения в школах-интернатах 8-го вида и типологических особенностей личностного и психофизиологического потенциала адаптации умственно-отсталых подростков
Специальные образовательные школы являются одним из звеньев общей системы образования. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которые необходимы для развития умственно отсталых детей. Содержание образования это учебный план, программы, учебники для коррекционных школ 8-го вида. Обучение детей в коррекционных школах 8-г ...

Виды воображения. Творческое и репродуктивное воображение. Воображение и создание художественных ценностей.
Вначале рассмотрим виды воображения. У человека различают следующие основные виды воображения: активное и пассивное , продуктивное и репродуктивное . Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы. Активным называют воображение, образы которого рождаются и изменяются с ...