Материалы » Изучение отношений и предпочтений в классном коллективе » Представление данных, результаты и выводы

Представление данных, результаты и выводы
Страница 3

Как видно из данных таблицы, можно сделать вывод не только о референтных кругах отдельных членов коллектива, но и о том, что есть лица, референтные для всего класса. Наиболее референтными лицами в классе являются Батурин В., Клеменова А. и Васильев А. Одноклассники готовы считаться с их мнением и отношением к происходящему в классном коллективе. Очевидно, что они составляют тройку лидеров в классе, глубоко через ценностные ориентации влияющие на одноклассников. И ориентируются они, в общем-то, друг на друга. Батурин В. предпочитает мнение Васильева А. Для Клеменовой А. важно мнение и Батурина В. и Васильева А. Ценности таких подростков как Андрющак С., Бондарева Н., Григорьев К., не интересуют никого из одноклассников. Таким образом, они реально не имеют «веса» в классном коллективе. Если они завтра исчезнут из класса, то ничего не изменится. Это может означать, что, в действительности (если бы инструкция не предполагала выбор только одноклассников, а еще и лиц «за пределами» классного коллектива), эти ребята выбрали бы личностей, не входящих в классный коллектив. То есть их жизнь, осуществление ими своих ценностей проходит вне класса, а где-то в другом месте и с другими людьми.

Обращает на себя внимание тот факт, что не все подростки, личность которых высоко оценивается одноклассниками, являются референтными для класса лицами. К таким людям, например, относится Иванов Т., Григорьев К., Гайфулин Я. Это означает, что реального вклада в совместную коллективную деятельность одноклассники от них не видят или не замечают.

При построении воспитательной работы с этим классным коллективом, необходимо оказывать влияние, прежде всего, на тех ребят, которые входят в большинство референтных кругов одноклассников. Именно их понимание и их слово может, как организовать, так и разрушить классный коллектив.

По результатам, представленным в данной главе, мы можем сделать следующие выводы:

- Идея референтометрии состоит в том, чтобы, с одной сторо­ны, дать возможность испытуемому ознакомиться с мнением любого члена группы по поводу заранее отобранных и, несомнен­но, значимых объектов (в том числе с оценкой его, испытуемого, личных качеств), а с другой - строго ограничить количество таких избираемых лиц. Это вынуждает испытуемого проявлять высокую степень избирательности к мнению и оценке привлекающих его лиц;

- В исследовании принимали участие ученики 7-го класса МОУ СОШ № 14 в количестве 18 человек.

- Наиболее часто подвергается оцениванию одноклассниками Батурин В. Его же личностные качества оцениваются одноклассниками наиболее высоко (средний балл 4,7). Пристальное внимание к Клеменовой А. и также очень высокие оценки качеств ее личности (средний балл 4,5).

- Никаких оценок со стороны одноклассников не получили Андрющак С. и Бондарева Н. Это означает, что одноклассники их «не видят» как личностей, как бы не приглашают ко взаимному оцениванию, а значит исключают из совместной деятельности и общения.

- Наиболее референтными лицами для одноклассников являются Батурин В., Клеменова А. и Васильев А. Одноклассники ориентируются на их мнение и отношение к происходящему в классном коллективе;

- Ценности таких подростков как Андрющак С., Бондарева Н., Григорьев К., не интересуют никого из одноклассников. Можно сказать, что они выключены из деятельности класса.

- Высокая оценка личности одноклассника еще не гарантия того, что он реально влияет на происходящие в коллективе процессы. Референтность – это особое качество личности человека, заключающееся в его авторитетности для других одноклассников;

- При построении воспитательной работы с этим классным коллективом, необходимо оказывать влияние, прежде всего, на тех ребят, которые входят в большинство референтных кругов одноклассников. Именно их понимание и их слово может, как организовать, так и разрушить классный коллектив.

Страницы: 1 2 3 


Психологическое консультирование после развода в исследовании Силяевой Е.Г.
Силяева Е.Г. [6] отмечает, что в последние годы психологи активно обсуждают, какие методы консультирования более эффективны для людей, переживающих развод. По мнению психолога Ю. Е.Алешиной, консультирование тех, кто принял решение расторгнуть брак, отличается от других видов психологической коррекции ярко выраженной информирующей функц ...

Приложения
Приложение 1 Список экспериментальной группы детей МДОУ №204 «Звуковичок» компенсирующего вида 2001–2002 гг. рождения 1. Балакиров Роман 2. Безуглов Михаил 3. Емельяненко Максим 4. Живлякова Мария 5. Зинченко Дарья 6. Отрощенко Данил 7. Панова Анжела 8. Фольц Яков 9. Харламов Дмитрий 10. Шляпников Дмитрий Список контрольной ...

Самочувствие личности в группе
Под самочувствием личности в группе понимается то общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный на­строй, который у нее доминирует в результате длительного пре­бывания в данной группе. Для того чтобы точнее определить самочувствие большинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием психологический климат. Его м ...