Материалы » Изучение отношений и предпочтений в классном коллективе » Представление данных, результаты и выводы

Представление данных, результаты и выводы
Страница 3

Как видно из данных таблицы, можно сделать вывод не только о референтных кругах отдельных членов коллектива, но и о том, что есть лица, референтные для всего класса. Наиболее референтными лицами в классе являются Батурин В., Клеменова А. и Васильев А. Одноклассники готовы считаться с их мнением и отношением к происходящему в классном коллективе. Очевидно, что они составляют тройку лидеров в классе, глубоко через ценностные ориентации влияющие на одноклассников. И ориентируются они, в общем-то, друг на друга. Батурин В. предпочитает мнение Васильева А. Для Клеменовой А. важно мнение и Батурина В. и Васильева А. Ценности таких подростков как Андрющак С., Бондарева Н., Григорьев К., не интересуют никого из одноклассников. Таким образом, они реально не имеют «веса» в классном коллективе. Если они завтра исчезнут из класса, то ничего не изменится. Это может означать, что, в действительности (если бы инструкция не предполагала выбор только одноклассников, а еще и лиц «за пределами» классного коллектива), эти ребята выбрали бы личностей, не входящих в классный коллектив. То есть их жизнь, осуществление ими своих ценностей проходит вне класса, а где-то в другом месте и с другими людьми.

Обращает на себя внимание тот факт, что не все подростки, личность которых высоко оценивается одноклассниками, являются референтными для класса лицами. К таким людям, например, относится Иванов Т., Григорьев К., Гайфулин Я. Это означает, что реального вклада в совместную коллективную деятельность одноклассники от них не видят или не замечают.

При построении воспитательной работы с этим классным коллективом, необходимо оказывать влияние, прежде всего, на тех ребят, которые входят в большинство референтных кругов одноклассников. Именно их понимание и их слово может, как организовать, так и разрушить классный коллектив.

По результатам, представленным в данной главе, мы можем сделать следующие выводы:

- Идея референтометрии состоит в том, чтобы, с одной сторо­ны, дать возможность испытуемому ознакомиться с мнением любого члена группы по поводу заранее отобранных и, несомнен­но, значимых объектов (в том числе с оценкой его, испытуемого, личных качеств), а с другой - строго ограничить количество таких избираемых лиц. Это вынуждает испытуемого проявлять высокую степень избирательности к мнению и оценке привлекающих его лиц;

- В исследовании принимали участие ученики 7-го класса МОУ СОШ № 14 в количестве 18 человек.

- Наиболее часто подвергается оцениванию одноклассниками Батурин В. Его же личностные качества оцениваются одноклассниками наиболее высоко (средний балл 4,7). Пристальное внимание к Клеменовой А. и также очень высокие оценки качеств ее личности (средний балл 4,5).

- Никаких оценок со стороны одноклассников не получили Андрющак С. и Бондарева Н. Это означает, что одноклассники их «не видят» как личностей, как бы не приглашают ко взаимному оцениванию, а значит исключают из совместной деятельности и общения.

- Наиболее референтными лицами для одноклассников являются Батурин В., Клеменова А. и Васильев А. Одноклассники ориентируются на их мнение и отношение к происходящему в классном коллективе;

- Ценности таких подростков как Андрющак С., Бондарева Н., Григорьев К., не интересуют никого из одноклассников. Можно сказать, что они выключены из деятельности класса.

- Высокая оценка личности одноклассника еще не гарантия того, что он реально влияет на происходящие в коллективе процессы. Референтность – это особое качество личности человека, заключающееся в его авторитетности для других одноклассников;

- При построении воспитательной работы с этим классным коллективом, необходимо оказывать влияние, прежде всего, на тех ребят, которые входят в большинство референтных кругов одноклассников. Именно их понимание и их слово может, как организовать, так и разрушить классный коллектив.

Страницы: 1 2 3 


Эксперименты известных психологов, давшие толчок развитию детской психологии
Величайший вклад в развитие детской психологии внес известный русский психолог Лев Семенович Выготский. К своим исследованиям ментального развития детей Выготский подходил с философско-политической позиции теорий Карла Маркса о государстве и трудовых отношениях. Идея Маркса состояла в том, что если все будут работать сообща на благо общ ...

Особенности ценностно-смысловой сферы старшекласников как психологическая проблема. Ценностно-смысловая сфера как ведущая в направленности личности в юношеском возрасте
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров (1; с. 23). Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграниче ...

Трудности общения
Трудности межличностного неформального общения, в отличие от коммуникативных барьеров, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых имеют тенденцию возникать, и по степени влияния на успешность общения. В. Н. Куницыной предложена общая классификаци ...