Введение
Страница 1

В настоящее время в нашей стране, в связи с изменениями в общественном сознании, вырос интерес к различным формам отклоняющегося поведения и одиночества среди детей и подростков. Общесистемный кризис приводит к постоянному увеличению группы риска, вследствие чего возрастает вероятность различных проявлений девиантного поведения и одиночества и расширяется социально дезадаптированный слой населения, среди которого дети и подростки, отягощенные проблемами отчужденности и одиночества.

Несомненно, проблема девиантности и одиночества носит междисциплинарный характер и находится на стыке социологии, психологии, медицины, биологии, юриспруденции и этики. Первоначально она была выделена в социологических и криминологических трудах как зарубежных, так и отечественных ученых (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Н. Смелзер, Я.И. Гилинский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др.). Психологические исследования этого явления берут начало в психоанализе, бихевиоризме, гуманистической психологии и других направлениях. В отечественной психологической науке также уделяется внимание проблеме девиантности, особенно в связи с подростками группы риска (А.А. Александров, С.А. Беличева, Л.И. Божович, А.Д. Глоточкин, А.В. Гоголева, Я.Л. Коломинский, А.Е. Личко, В.В. Новиков, А.С. Макаренко, В.М. Минияров, Ю.А. Клейберг, М.А. Ковальчук, М.Ю. Кондратьев, В.Ф. Пирожков, А.А. Реан, В.Ф. Шевчук и др.). Этими и другими исследователями изучались психологические особенности девиантной личности. Анализ этих исследований позволяет сделать вывод, что выявленные особенности можно разделить на две основные группы: социально-психологические (характеризуют межличностные отношения ребенка со сверстниками, родителями, учителями и т.п., его положение в среде обучения и развития, особенности поведения в ситуациях социально-психологического взаимодействия и т.д.) и индивидуально-личностные (отношение подростка к себе, особенности мотивационной сферы, познавательной деятельности и др. характеристики личности). При этом между социально-психологическими и индивидуально-личностными факторами имеются довольно сложные взаимосвязи, они находятся в двусторонних причинно-следственных соотношениях: воздействия на факторы, относящиеся к одной - группе, приведет к изменениям в другой.

В нашем исследовании мы попробуем проследить ответить на вопрос: взаимосвязаны ли субъективное ощущение одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования.

Представляется актуальным анализ социально-психологических условий, обусловливающих генезис девиантного поведения, с целью дальнейшего методического решения задач его превенции и профилактики.

Между тем проблема взаимосвязи девиантного поведения подростков (социально-психологический фактор) и одиночества (индивидуально-личностный фактор) в психологической научной литературе не исследована. Это обстоятельство обусловило выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования -

изучение взаимосвязи субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.

Исходя из цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:

Задачи

:

1. Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежных источников по изучаемой проблеме.

2. Определить личностные особенности подростков-девиантов, чувствующих себя одинокими.

3. Провести исследование взаимосвязи субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.

Объект исследования

Страницы: 1 2


Специфика проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте
Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессия играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать что-то новое, добиваться успеха. Классифицировать проявле ...

Семья как фактор формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личности
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. ...

Методика № 4 «МЦВ» (Методика цветовых выборов)
Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой стороной вверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить что он должен выбрать цвет таковой, не пытаясь соотнести его с любимом цветом одежды, цветом глаз и т.д. Карточки с выбранным цветом ...