Введение
Страница 1

В настоящее время в нашей стране, в связи с изменениями в общественном сознании, вырос интерес к различным формам отклоняющегося поведения и одиночества среди детей и подростков. Общесистемный кризис приводит к постоянному увеличению группы риска, вследствие чего возрастает вероятность различных проявлений девиантного поведения и одиночества и расширяется социально дезадаптированный слой населения, среди которого дети и подростки, отягощенные проблемами отчужденности и одиночества.

Несомненно, проблема девиантности и одиночества носит междисциплинарный характер и находится на стыке социологии, психологии, медицины, биологии, юриспруденции и этики. Первоначально она была выделена в социологических и криминологических трудах как зарубежных, так и отечественных ученых (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Н. Смелзер, Я.И. Гилинский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др.). Психологические исследования этого явления берут начало в психоанализе, бихевиоризме, гуманистической психологии и других направлениях. В отечественной психологической науке также уделяется внимание проблеме девиантности, особенно в связи с подростками группы риска (А.А. Александров, С.А. Беличева, Л.И. Божович, А.Д. Глоточкин, А.В. Гоголева, Я.Л. Коломинский, А.Е. Личко, В.В. Новиков, А.С. Макаренко, В.М. Минияров, Ю.А. Клейберг, М.А. Ковальчук, М.Ю. Кондратьев, В.Ф. Пирожков, А.А. Реан, В.Ф. Шевчук и др.). Этими и другими исследователями изучались психологические особенности девиантной личности. Анализ этих исследований позволяет сделать вывод, что выявленные особенности можно разделить на две основные группы: социально-психологические (характеризуют межличностные отношения ребенка со сверстниками, родителями, учителями и т.п., его положение в среде обучения и развития, особенности поведения в ситуациях социально-психологического взаимодействия и т.д.) и индивидуально-личностные (отношение подростка к себе, особенности мотивационной сферы, познавательной деятельности и др. характеристики личности). При этом между социально-психологическими и индивидуально-личностными факторами имеются довольно сложные взаимосвязи, они находятся в двусторонних причинно-следственных соотношениях: воздействия на факторы, относящиеся к одной - группе, приведет к изменениям в другой.

В нашем исследовании мы попробуем проследить ответить на вопрос: взаимосвязаны ли субъективное ощущение одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования.

Представляется актуальным анализ социально-психологических условий, обусловливающих генезис девиантного поведения, с целью дальнейшего методического решения задач его превенции и профилактики.

Между тем проблема взаимосвязи девиантного поведения подростков (социально-психологический фактор) и одиночества (индивидуально-личностный фактор) в психологической научной литературе не исследована. Это обстоятельство обусловило выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования -

изучение взаимосвязи субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.

Исходя из цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:

Задачи

:

1. Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежных источников по изучаемой проблеме.

2. Определить личностные особенности подростков-девиантов, чувствующих себя одинокими.

3. Провести исследование взаимосвязи субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.

Объект исследования

Страницы: 1 2


Методы проведения профилактики профориентации
Так или иначе, но молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим. Он будет создавать р ...

Связь между характерологическими особенностями и профессиональным типом личности
Анализ коэффициентов корреляции позволил выявить следующие факты (см. Приложение. Таблица 2). Если у учащихся превалировал реалистический тип личности (R), то им была свойственна дипломатичность(N): расчетливость, проницательность, разумный подход к событиям и людям (r = 0,3686 при a = 0,05); а также жесткость (I): уверенность в себе, ...

Типы темперамнта и их психологическая характеристика
Темперамент – врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний. Является биологическим фундаментом, на котором формируется личность. Темперамент человека отражается: · на скорости протекания психических процессов и их устойчивости (например, скорость воспроизвед ...