Введение
Страница 1

Если ребёнка принимают и общаются с ним

дружелюбно, он научится находить любовь в

этом мире.

В настоящее время проблема агрессии и агрессивности актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи, особенно в среде подростков. Участились случаи групповых драк, носящих ожесточенный характер. Помимо количественного увеличения агрессивно-насильственных посягательств, у молодежи наблюдается возрастание жестокости, цинизма, увеличение числа преступлений, происходящих под воздействием ситуативных, импульсивных поведенческих реакций, характеризующихся неадекватностью повода и степени причиненного жертве ущерба.

Агрессия (агрессивность) – тема, которая интересует специалистов и исследователей не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов. Агрессивное поведение – одна из центральных проблем изучения человеческой психики. Проблема агрессивности подростков школьного возраста – одна из центральных социально-психологических проблем.

Существуют разные определения агрессивности. Басс Б. под агрессивностью понимает – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями Фешбач и Беркович считают: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессивности попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

Таким образом, в настоящее время большинством исследователей принимается следующее определение:

Агрессивность - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Изучением данной темы на современном этапе занимались такие исследователи как Киселева А.В., Румянцева Т.Г., Фурманов И.А., Куницына В.Н. и др. Они изучали агрессивность детей-подростков, а так же их отношения в семье, в школе, со сверстниками.

Психологическая наука играет интегрирующую роль в исследовании агрессии и агрессивного поведения. Разобщенность мнений по поводу определения основного понятия проявляется в разделении агрессии и агрессивности. Если обратиться к психологическому словарю, то здесь можно найти два определения:

- агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы;

- агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к поведению агрессивному [8, с.123].

Объектом исследования является агрессивность и агрессивное поведение подростков.

Предметом исследования является психологические механизмы агрессивного поведения у подростков школьного возраста, разработка коррекционной и психологической программы, направленной на его преодоление, оказание помощи ребёнку, подростку и его семье.

Цель исследования: выявление психологических механизмов агрессии в поведении подростков и условий ее преодоления.

Задачи исследования:

1) Определить содержание понятия агрессии и агрессивности в поведении подростков школьного возраста.

2) Выявить характерные черты характера личности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

3) Сопоставить агрессию как психологическую закономерность и как социальный феномен.

4) Исследовать агрессивное поведение подростков школьного возраста, изучить статистику и оказание помощи ребёнку и его семье.

Страницы: 1 2


Роль самопознания в формировании самооценки личности
СВ. Жилин (2003) в качестве одного из механизмов формирования Я-концепции человека называет целенаправленную деятельность по совершен­ствованию собственной личности. В основе такой деятельности лежит процесс самопознания. Поскольку самооценка является компонентом Я-концепции личности (Жилин С.В, 2003) а так же самосознания человека (Бер ...

Обследование ребенка
Задача логопеда - психолога состоит в том, чтобы с помощью наи­более простых и компактных приемов быстро и правильно определить уровень речевого развития и особенности рече­вого дефекта обследуемого и решить вопрос о том, в какую группу должен быть зачислен ребенок. Чтобы обследование проходило успешно, не занимало много времени, важно ...

Основные научно-исследовательские подходы и теоретический смысл понятия «установка» в зарубежной и отечественной науке
Само понятие «установка» формировалось на протяжении длительного времени. Впервые этот термин был употреблен во второй половине XIX века. Исследователи склонны рассматривать установку двояко: как феномен сознания и как феномен поведения, что находит свое отражение в попытках содержательного определения данного понятия. Согласно Г. Олл ...