Материалы » Адаптация умственно-отсталых детей » Позиция психолога по организации адаптации умственно-отсталых учащихся в школах-интернатах

Позиция психолога по организации адаптации умственно-отсталых учащихся в школах-интернатах
Страница 2

Для получения психологической поддержки, повышения самооценки и достижения лучших результатов в учебе необходимо специальное создание ситуаций успеха (несколько раз) в учебной, трудовой и игровой деятельности. В систему мероприятий с дезадаптированными детьми входит проведение индивидуальных бесед с воспитанниками об их отношении к учителям, воспитателям, к воспитанникам школы, к окружающей обстановке. Изменение окружающей обстановки, коррекция отношений среды и ребенка во многом могут смягчить проблемы, с которыми сталкивается ребенок, и создадут необходимые условия для успешного развития его личности. Но для коррекции ситуации необходимо и активное участие самого ребенка. В таком случае текущие, актуальные трудности будут преодолены быстрее и легче. Кроме того, работа самого ребенка над собой дает ему собственный опыт преодоления трудностей, а через обогащение таким опытом идет развитие. Коррекция окружающей обстановки, работа с внешними причинами дезадаптации не всегда дают изменения личностной структуры ребенка и структуры его отношений [46; 32]. Последствия проживания неблагоприятной для ребенка ситуации травмирующей его, защиты, наработанные в такой ситуации, могут оставаться в структуре личности ребенка, в структуре его самооценки, отношений с окружающими и после завершения этой ситуации. Это объясняется тем, что ребенок адаптируется в ситуации дезадаптации. Если он находился в ней достаточно длительное время, то этот способ становится привычным способом его жизни и взаимодействия с окружением, ситуацией. Задачей психолога в таком случае является работа с целью изменения личности ребенка, изменения отношения к себе и наработка новых, эффективных способов поведения, взаимодействия с миром и собой. В ходе психотерапии могут анализироваться и проживаться реальные актуальные ситуации отношений с родителями, учителями, воспитателями, сверстниками. Часто ребенок не может посмотреть на ситуацию глазами другого. Тогда можно построить ситуацию его взаимодействия с этим другим в присутствии психолога. Это должно делаться только с согласия ребенка. Психолог поможет открытому общению ребенка и взрослого, и опыт близости не будет ограничен опытом близости только с одним человеком. Это приведет к пониманию того, что этот опыт не единичен, открытое взаимодействие возможно с другими, ребенок обретет опыт открытости со многими людьми. Присутствие психолога дает ему чувство защищенности, поддержки, которая ему так необходима при овладении навыками образцами поведения. Проблема дезадаптации ребенка – это проблема роста и взаимоотношений. Главное в психотерапии – не техника и упражнения, а развитие опыта взаимодействия с другим человеком и обогащение этого опыта. Именно через взаимодействие с другим человеком идет развитие способности преодолевать жизненные трудности [50;138-140].

Таким образом, адаптация часто оказывается весьма болезненной для ребенка. И, чтобы приспособление ребенка к новым условиям жизни в школах-интернатах прошло менее болезненно, и, чтобы повысить уровень адаптированности детей к условиям интернатного типа. Уменьшить уровень тревожности и улучшить условия благоприятного психического состояния, условия учебы и жизни, психологу необходимо провести ряд мероприятий по укреплению организации адаптации: индивидуальное прикрепление к вновь поступившим детям воспитателей и учителей; образование диад или триад из воспитанников с участием новичков для формирования у них чувства защищенности; обязательный учет фактора взаимной опасности от вновь прибывших детей. Если поступает такой ребенок, от которого исходит угроза, то необходимо провести организационную работу с воспитанниками по предупреждению потенциальных опасностей от вновь поступивших детей; желательно получение объективной первичной информации о ребенке с дальнейшей проверкой ее на всех уровнях, начиная от учебной деятельности и кончая ролью в обеспечении безопасности; оказание помощи новичкам в учебе, в преодолении трудностей включения в новую социальную ситуацию; психолого-педагогическое изучение вновь прибывших в интернат воспитанников с целью разработки индивидуальных подходов к ним; обеспечение нормального, психологически и эмоционально приемлемого, активного включения в новые условия жизнедеятельности; формирование психолого-педагогической позиции учебно-воспитательного персонала школы-интерната:

Страницы: 1 2 3


Приложения
Приложение 1. Методика 23. Социометрическая методика Эта методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года. ...

Объект, предмет и задачи психологии
Во-первых, предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменяла свой предмет, однако — в отличие от многих иных дисциплин — так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса. Одни психологи на ...

Особенности ценностно-смысловой сферы старшекласников как психологическая проблема. Ценностно-смысловая сфера как ведущая в направленности личности в юношеском возрасте
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров (1; с. 23). Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграниче ...