Наиболее существенны различия между спортсменами и не спортсменами по показателям ценностных ориентации. Их общее количество - 5, из них 2 достоверны на 99,9% и 1 - на 99% уровне значимости. Итак, гораздо более личностно значимыми для спортсменов являются ценности «здоровье» (р < 0,001) и «привязанность и любовь» (р < 0,03). Достоверно менее ориентированы спортсмены на ценность общественной деятельности (р < 0,001), религии (р < 0,01) и духовной культуры (р < 0,02). Выявленные различия позволяют заключить, что спортсмены ориентированы на ценности индивидуального успеха (здоровье, любовь) и не воспринимают в качестве значимых коллективные и духовные ценности (религия, духовность, общественная деятельность). При этом, ценности спортсменов инструментальны, важны в профессиональных и личных отношениях. Это, с одной стороны, свидетельство чёткой ориентации спортсменов на свои ресурсы и личные жизненные перспективы (отказ от религии как от ценности). А с другой стороны, спортивная деятельность, видимо требует больших усилий, концентрации, в силу чего извлекает из поля личностных смыслов спортсмена отвлечённые, общечеловеческие ценности. Аналогичные данные получены в исследовании Н.А. Баранова84
(2000), преобладание инструментальных ценностей личного успеха при низкой значимости социальных ценностей автор объясняет особенностями отношений спортсменов с тренером. А именно тем, что тренер берёт на себя заботы по организации быта, общения и режима жизни спортсменов.
Таблица 10
Достоверные различия выраженности показателей свойств личности у спортсменов и не спортсменов
Показатели свойств личности: |
Спортсмены |
Не спортсмены |
Различия | |||||
X |
V |
S |
X |
V |
S |
t |
Р | |
И: Эрудиция |
13,39 |
16,07 |
0,31 |
12,3 |
20,28 |
0,44 |
2,20 |
0,03 |
И: Широта категоризации |
4,96 |
19,04 |
0,14 |
4,51 |
22,25 |
0,16 |
2,19 |
0,03 |
Т: Эмоциональная возбудимость |
6,91 |
76,58 |
0,76 |
9,53 |
54,81 |
0,80 |
2,07 |
0,03 |
ВК: Настойчивость |
32,78 |
13,04 |
0,61 |
30,63 |
11,04 |
0,52 |
2,69 |
0,01 |
ВК: Самообладание |
29,68 |
13,8 |
0,59 |
28,14 |
12,15 |
0,53 |
1,94 |
0,05 |
ЦО: Духовная культура |
8,65 |
27,36 |
0,34 |
9,83 |
24,6 |
0,37 |
2,35 |
0,02 |
ЦО: Религия |
6,43 |
38,63 |
0,35 |
7,85 |
33,96 |
0,41 |
2,61 |
0,01 |
ЦО: Здоровье |
13,27 |
10,64 |
0,20 |
11,75 |
16,1 |
0,29 |
4,31 |
0,001 |
ЦО: Общественная деятельность |
7,0 |
30,16 |
0,30 |
8,80 |
26,64 |
0,36 |
3,84 |
0,001 |
ЦО: Любовь, привязанность |
13,2 |
12,27 |
0,23 |
12,05 |
24,35 |
0,45 |
2,27 |
0,03 |
Мотивация успеха |
13,35 |
20,61 |
0,39 |
11,38 |
25,0 |
0,44 |
3,34 |
0,001 |
Коммуникативные склонности |
12,8 |
31,26 |
0,57 |
10,95 |
37,85 |
0,64 |
2,16 |
0,04 |
Внушаемость |
3,19 |
53,67 |
0,24 |
4,6 |
36,6 |
0,26 |
3,95 |
0,001 |
Развитие игр у детей дошкольного возраста.
Игра как важная деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные и социальные функции.
Игра это основной вид деятельности ребенка, в которой он получает из окружающего мира впечатления и знания. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения, развивается потребность в общении. Игра - подлинная социальная практика ...
Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
Процессы памяти у людей протекают неодинаково. Сейчас принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую – различия типов памяти.
Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к ...
Социальный капитал. Теоретические
подходы, история эволюции понятия, структура
Социальный капитал является пока еще не совсем устоявшимся научным понятием, которое широко используется в современной науке. Существует множество определений и трактовок понятия социального капитала. Мы определим социальный капитал как набор неформальных ценностей или норм, которые разделяются членами группы и которые делают возможным ...
Разделы