Особенности свойств личности спортсменов
Страница 1

Личностные особенности студентов, занимающихся спортом, изучены по показателям ценностных ориентации, волевых качеств, интеллекта, свойств темперамента, мотивационной, коммуникативной и эмоциональной сферы. В общей сложности изучены 49 показателей свойств личности спортсменов.

Анализ средних значений и вариативности показателей личностных свойств раскрыл важную тенденцию, не представленную в достоверных раз­личиях. Она состоит в том, что спортсменам присущи полярные проявления личностных свойств по ряду показателей: организаторские склонности, уве­ренность в себе, направленность на себя и на задачу. Так, показатель «органи­заторские склонности» имеет средний уровень выраженности у спортсменов (X =12,31) и не спортсменов (X = 11,79). Но, при этом, у спортсменов коэффи­циент вариации по данному показателю 28,9%, а у не спортсменов - 22,26%. То есть, среди спортсменов большее количество людей характеризуется высо­ким или низким (разнополюсными) уровнями развития организаторских склонностей. Сильно выраженными являются противоположные тенденции по показателю «направленность на себя». По нему значения средних арифмети­ческих почти одинаковы - 4,86 и 4,84 балла. А коэффициент вариации у спортсменов 53,04%, у не спортсменов - 22,9%. Вероятно, степень выражен­ности направленности на себя и организаторских склонностей связаны со спе­циализацией в командных, либо индивидуальных видах спорта. Степень уве­ренности в себе у спортсменов (X = 25,94) и не спортсменов (X = 26,28) почти одинакова при более высокой вариативности этого показателя у спортсменов (V = 26,49% и 17,66% соответственно). Также полярными являются значения показателя «направленность на задачу (V = 41,2% у спортсменов и 27,78% у не спортсменов при средних - 4,96 и 4,39 баллов соответственно). .Видимо, поляризация спортсменов по показателям уверенности в себе и направленно­сти на задачу связана с их успешностью и возможностями, личными перспек­тивами в спорте. Полярность, «заострение» этих личностных свойств, очевид­но, обусловлены требованиями того вида спорта, в котором спортсмен спе­циализируется, перспективами и успешностью в этой деятельности. Таким об­разом, стереотипное мнение о спортсмене, как о человеке, уверенном в своих силах и ориентированном на выполнение задачи любой ценой, оказывается, лишь отчасти соответствует действительности.

В таблице 10 представлены сведения о достоверных различиях показа­телей личностных свойств у спортсменов относительно студентов, не зани­мающихся спортом. Достоверными оказались различия 13 показателей, при­чём 4 из них достигли 99,9% и 2 - 99% уровня достоверности. Значительное количество и глубина различий свидетельствуют о серьёзном воздействии спортивной деятельности на развитие свойств личности.

Важно не только то, что различий не только большое количество и они высоко достоверны, но и то, что они имеются в каждой из исследованных сфер личности. То есть, спорт влияет на развитие личности всесторонне, за­трагивая мотивационную, эмоциональную, интеллектуальную, коммуника­тивную, волевую и ценностно-смысловую сферы личности. Кроме того, в спортивной деятельности востребованы некоторые свойства темперамента, которые являются отчасти врождёнными и физиологически обусловленными. Видимо не только особые физические способности являются основой спор­тивной деятельности, но также и психофизиологические данные. А именно, степень эмоциональной возбудимости, которая у спортсменов достоверно ни­же (р < 0,02). Очевидно, занятия спортом требуют эмоциональной устойчиво­сти. Однако коэффициенты вариации по показателю эмоциональной возбуди­мости у спортсменов самые высокие. Полярность проявлений эмоциональной возбудимости может быть связана с успешностью и специализацией. Напри­мер, артистичность в художественной гимнастике связана с высокой тревож­ностью и эмоциональной возбудимостью спортсменок (Грибкова Л.П., 1986).

Страницы: 1 2 3


Приложения
Приложение 1. Методика «Мотивация выбора медицинской профессии» (адаптация А.П. Васильковой). Текст опросника «Что побудило Вас выбрать медицинскую специальность?» 1. Желание лечить людей. 2. Желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков, детей. 3. Возможность заботиться о здоровье своих близких. 4. Престиж профессии и семей ...

Синдром гиперактивности и дефицита внимания в детском возрасте. Теоретическое обоснование понятия СДВГ
Впервые упоминание о гиперактивных детях появилось в специальной литературе около 150 лет назад. Немецкий врач Хоффман описал чрезвычайно подвижного ребёнка, назвав его «непоседа Фил». Проблема становилась всё более очевидной и к началу XX века вызвала серьёзную тревогу специалистов – невропатологов, психиатров. В 1902 году ей посвящен ...

Единство мира и проблема психики
С древних времен человек верил в феномен единства мира, в то, что многообразие, сложность и множественность мира, природной жизни предполагает или содержит в себе также и существенное единство, самотождественность мира, что мир имеет какой-то единый первоисточник, первичный источник энергии и материи. Но откуда у нас такая уверенность в ...