Особенности свойств личности спортсменов
Страница 1

Личностные особенности студентов, занимающихся спортом, изучены по показателям ценностных ориентации, волевых качеств, интеллекта, свойств темперамента, мотивационной, коммуникативной и эмоциональной сферы. В общей сложности изучены 49 показателей свойств личности спортсменов.

Анализ средних значений и вариативности показателей личностных свойств раскрыл важную тенденцию, не представленную в достоверных раз­личиях. Она состоит в том, что спортсменам присущи полярные проявления личностных свойств по ряду показателей: организаторские склонности, уве­ренность в себе, направленность на себя и на задачу. Так, показатель «органи­заторские склонности» имеет средний уровень выраженности у спортсменов (X =12,31) и не спортсменов (X = 11,79). Но, при этом, у спортсменов коэффи­циент вариации по данному показателю 28,9%, а у не спортсменов - 22,26%. То есть, среди спортсменов большее количество людей характеризуется высо­ким или низким (разнополюсными) уровнями развития организаторских склонностей. Сильно выраженными являются противоположные тенденции по показателю «направленность на себя». По нему значения средних арифмети­ческих почти одинаковы - 4,86 и 4,84 балла. А коэффициент вариации у спортсменов 53,04%, у не спортсменов - 22,9%. Вероятно, степень выражен­ности направленности на себя и организаторских склонностей связаны со спе­циализацией в командных, либо индивидуальных видах спорта. Степень уве­ренности в себе у спортсменов (X = 25,94) и не спортсменов (X = 26,28) почти одинакова при более высокой вариативности этого показателя у спортсменов (V = 26,49% и 17,66% соответственно). Также полярными являются значения показателя «направленность на задачу (V = 41,2% у спортсменов и 27,78% у не спортсменов при средних - 4,96 и 4,39 баллов соответственно). .Видимо, поляризация спортсменов по показателям уверенности в себе и направленно­сти на задачу связана с их успешностью и возможностями, личными перспек­тивами в спорте. Полярность, «заострение» этих личностных свойств, очевид­но, обусловлены требованиями того вида спорта, в котором спортсмен спе­циализируется, перспективами и успешностью в этой деятельности. Таким об­разом, стереотипное мнение о спортсмене, как о человеке, уверенном в своих силах и ориентированном на выполнение задачи любой ценой, оказывается, лишь отчасти соответствует действительности.

В таблице 10 представлены сведения о достоверных различиях показа­телей личностных свойств у спортсменов относительно студентов, не зани­мающихся спортом. Достоверными оказались различия 13 показателей, при­чём 4 из них достигли 99,9% и 2 - 99% уровня достоверности. Значительное количество и глубина различий свидетельствуют о серьёзном воздействии спортивной деятельности на развитие свойств личности.

Важно не только то, что различий не только большое количество и они высоко достоверны, но и то, что они имеются в каждой из исследованных сфер личности. То есть, спорт влияет на развитие личности всесторонне, за­трагивая мотивационную, эмоциональную, интеллектуальную, коммуника­тивную, волевую и ценностно-смысловую сферы личности. Кроме того, в спортивной деятельности востребованы некоторые свойства темперамента, которые являются отчасти врождёнными и физиологически обусловленными. Видимо не только особые физические способности являются основой спор­тивной деятельности, но также и психофизиологические данные. А именно, степень эмоциональной возбудимости, которая у спортсменов достоверно ни­же (р < 0,02). Очевидно, занятия спортом требуют эмоциональной устойчиво­сти. Однако коэффициенты вариации по показателю эмоциональной возбуди­мости у спортсменов самые высокие. Полярность проявлений эмоциональной возбудимости может быть связана с успешностью и специализацией. Напри­мер, артистичность в художественной гимнастике связана с высокой тревож­ностью и эмоциональной возбудимостью спортсменок (Грибкова Л.П., 1986).

Страницы: 1 2 3


Организация исследования
База проведения исследования: ГОУ СПО «Воркутинское медицинское училище» г. Воркута. Выборку составили 30 человек из полных семей и 30- из неполных семей, обучающиеся на I-II курсах, всего 60 человек. Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время, в аудиториях. П ...

Мотивация учебной деятельности учащихся
Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз. Согласно Е.П. Ильину, основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодёжи, большое общественное значение профессии и широкая сфера её применения, соответствие профессии интересам и склонностям и её творческие возможности. Имеются различи ...

Доминирующий тип личности
Отличительной особенностью данной группы детей является стремление к самостоятельности, независимости, самоутверждению. Они уверены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Большинство детей этой группы – мальчики. Высокая активность сочетается у них, как правило, с низким самоконтролем, что порождает трудности адапт ...