Особенности свойств личности спортсменов
Страница 3

Условные обозначения: И - интеллект, Т — темперамент, ВК - волевые качества, ЦО - ценностные ориентации, X - среднее арифметическое, V - коэффициент вариации, t - критерий Стьюдента, р - уровень достоверности раз­личий

Спортсмены не только ориентированы на инструментальные ценности индивидуального успеха, но и способны к достижению этих ценностей на ос­нове их личностных особенностей. Речь идёт о том, что спортсмены характе­ризуются большей независимостью и меньшей внушаемостью (р < 0,001), а также имеют выраженную мотивацию к личному успеху (р < 0,001). То есть, они устойчивее к мнению социального окружения, способны сохранить свою точку зрения и нацелены на достижение высокого результата, успеха. Обра­щает на себя внимание тот факт, что у спортсменов коэффициент вариации по показателю внушаемости высок. Видимо именно в юношеском возрасте по мере углубления спортивной специализации спорт определяет формирование внушаемости или независимости как качества личности. И поскольку свойство находится в процессе становления, возникает разброс в значениях.

Достаточно существенными являются особенности волевой сферы лич­ности спортсменов. В отличие от студентов, не занимающихся спортом, им присущ более высокий уровень развития таких волевых качеств, как настой­чивость и упорство (р < 0,01), а также самообладание и выдержка (р < 0,05). Очевидно, спорт способствует развитию волевых качеств, поскольку для этого вида деятельности характерны высокая соревновательность, чёткая оценка достигнутого, необходимость систематических тренировок, отсроченность ре­зультата. Кроме того, спорту присущи особые условия тренировочной и со­ревновательной работы. Они требуют умения собраться, настроить себя на выступление, пережить неудачи, регулировать, контролировать своё физиче­ское и психологическое состояние. Показательно, что коэффициенты вариа­ции по показателям данных волевых качеств личности спортсменов низки (13,8% и 13,04%), а у испытуемых, не занимающихся спортом они значитель­но более высокие (30,63% и 28,14%). Таким образом, специфические черты спорта как вида деятельности являются средством формирования волевых ка­честв личности спортсмена, и эта тенденция является чёткой и однородной.

Особенности коммуникативной сферы личности спортсменов состоят в более высоком уровне развития коммуникативных склонностей (р < 0,04). Эта тенденция на первый взгляд неожиданна, если рассматривать спорт, как ис­ключительно физическую активность. Однако спортивная деятельность - это ещё и общение с тренером, партнёрами по команде и соперниками. Видимо, к юношескому возрасту этот аспект спортивной деятельности становится наи­более важным и осмысленным.

Анализ достоверных различий показателей свойств личности позволяет сделать заключение относительно особенностей развития интеллекта спорт­сменов. Им присущ более высокий уровень эрудиции и широты категоризации (р < 0,03), чем студентам, не занимающимся спортом.

Итак, особенности развития личности спортсменов достаточно сущест­венны и проявляются во всех сферах личности.

Страницы: 1 2 3 


Половые различия (sex differences)
Половые отношения как стиль общения является немаловажным феноменом в исследованиях дифференциальной психологии, поэтому остановимся на определении половых различий. Истоки изучения половых различий лежат в области дифференциальной психологии, начало которой было положено исследованиями Ф. Гальтона. Гальтон измерял, выражал в количестве ...

Ведение.
Могут ли животные “говорить” или язык является только уникальным свойством человека? Поскольку существует тенденция определять язык таким образом, что на основе такого определения язык, подходит только человеку. Признать, что у животного есть язык, значит признать, что у животного есть разум, значит признать, что люди это же самые живот ...

Проблема развития личности. Личность и ее структура.
Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, созданной человечеством, не пассивно, а ак­тивно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенности взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во мно­гом зависит процесс формирования его личности. А. С. Запорожец На вопрос, что такое личность, психо ...