Таким образом, психологический климат - это складывающаяся в группе нравственная (эмоциональная) атмосфера, комфортная или дискомфортная для членов группы [19; С.177].
Теперь перейдем к классификации межличностных отношений. Для нее имеется множество оснований (таблица 1.1).
Таблица 1.1 Классификация межличностных отношений
|
1 По характеру взаимодействия | ||||
|
а) Деловые отношения |
б) Неофициальные межличностные отношения в производственных группах | |||
|
Могут быть непосредственными - общение с членами группы, лидерами; так и опосредованными - с помощью других лиц (посредников) или технических средств |
Направляются системой эмоционально опосредованных связей: взаимных симпатий и антипатий, дружбой, доверием и т.п. На основе этих отношений малая группа 20-30 человек стихийно разделяется на несколько неформальных контактных микрогрупп по 3-7 человек | |||
|
2 По форме взаимодействия | ||||
|
а) психомоторные |
б) интеллектуальные |
в) перцептивные |
г) коммуникативные | |
|
Осуществление практических совместных действий |
При решении мыслительных задач (принятие решений и т.п.) |
При решении задач на опознание и декодирование сигналов |
Посредством речевых функций и других средств общения | |
Межличностные отношения различают также по валентности или знаку: положительные, индифферентные, отрицательные.
На основании предложенной классификации можно сказать, что вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и другие. Признаком хорошей организации производственных групп является преобладание официальной структуры над неофициальной. В свою очередь, важно знать, на каких ценностных ориентирах строятся неформальные отношения в группе.
Таким образом, межличностные отношения как объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, проявлениями которых служат сплоченность как ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, характер межличностных выборов, психологическая атмосфера, представляется достаточно сложным феноменом.
Учитывая их несомненную значимость в эффективности жизнедеятельности коллектива необходимым представляется рассмотрение их регулирования.
Межличностные отношения в коллективе обладают определенной спецификой, которая требует их регуляции. И регулятором здесь выступают нормы. В данном случае различают нормы групповые и социальные.
Нормы групповые (от лат. norma - руководящее начало, точнее предписание, образец) - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения [21; С.238].
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении
Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психологическим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно ...
Восприятие прекрасного
Если дать обезьянам бумагу, краски и кисть, то большинство из них тотчас с огромным воодушевлением примутся рисовать. При этом обезьяны действуют очень аккуратно. Рисуя, они редко залезают за край листа, довольно искусно делят плоскость бумаги на части. Возникают картины, довольно сильно напоминающие произведения современного абстрактно ...
Исследование руководителей малых предприятий с целью выявления
доминирующего стиля управления.
Для выявления доминирующего стиля управления использовалась методика «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки». Результаты представлены в табл. №1 и диаграмме 1.
Табл. 1
руководители
Стили управления
авторитарный
демократический
либеральный
Рук.1
15
7
2
Рук. 2
4
18
5 ...



Разделы