Материалы » Построение межличностных отношений в юношеском возрасте » Межличностные отношения и психологический климат в коллективе

Межличностные отношения и психологический климат в коллективе
Страница 4

Нормы групповые являются специфическим видом и своеобразной призмой преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и всего общества в целом.

Бобнева М.И. рассматривает групповые нормы как специфический вид, как прообразы и модели более общих социальных норм. Она считает, что благодаря соотнесенности их с социальными нормами, принятыми в обществе в целом, групповые нормы эффективно используются обществом для нормативной перестройки личности, ее социально направленного формирования и развития. [15; с.302]

Также изучением влияния групповых норм на перцептивные и поведенческие реакции человека занимались С. Аша и К. Крибфильд. Именно С. Аш установил, что влияние группы на индивида проявляется в его стремлении согласовывать свои показания с принятыми в группе нормами и избегать заключений, которые могут рассматриваться как его отход от норм этой группы [26; С.151].

Характеристика норма подчёркивается и в работе Д. Мак-Дэвида и Х. Харари. Они отмечают, что групповые нормы являются не просто жёсткими ограничениями и предписаниями чёткого образа действий, но выделяют ряд принятых, допустимых вариаций поведения [29; С.146]. Нормы, определяя ожидаемый группой или обществом вид поведения и степень ожидаемой конформности к нормам, в некоторых случаях могут жёстко ограничивать этот ряд возможных отклонений, в других же они более гибки и допускают большие вариации и отклонения. Однако, групповые нормы не статичны по совей природе. Они могут изменяться под влиянием, одним из которых является групповая динамика. Этот термин был впервые использован в 1939 г.К. Левиным, который впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. По определению К. Левина, групповая динамика - это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе [11; С.39]. Групповая динамика объективно вызывается развитием организации, которое, соответственно, опосредованно будет влиять на групповые нормы и межличностные отношения в коллективе в целом.

Межличностные отношения ранней юности имеют свои особенности. Вовлечение юношества в орбиту уже не детских интересов побуждает к интенсивной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Взаимоотношения со сверстниками подразделяются на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми на личные и деловые. В целом вся система взаимоотношений в ранней юности становится сложнее, чем в подростковый период и в ней юноши и девушки начинают играть множество различных социальных ролей. Всевозможные отношения, в которые включаются юноши и девушки, теряют непосредственный характер и своеобразные детские черты, превращаются в такие, которые внешне и внутренне похожи на отношения, существующие между взрослыми людьми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.

Межличностные отношения, общение занимает еще больше времени, чем в подростничестве, причем большая часть времени, затрачиваемого на него, приходится на общение со сверстниками.

Юноши и девушки, образно говоря, находятся в постоянном поиске общения. Жадное стремление к новому опыту, настоятельная потребность разрешить обуревающие их проблемы заставляют их надеяться (чаще еще неосознанно), что в потоке людей, встречающихся на их пути, их ждет много интересных, важных, необычных знакомств. Поэтому, как правило, интерес вызывает каждое новое лицо, появившееся в поле зрения.

Признанием и уважением у юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными поддерживаются только товарищеские или приятельские отношения.

Межличностные отношения в юношеской группе оказывают влияние на общий социально-психологический климат всей группы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Иерархическая теория потребностей А. Маслоу
Иерархия потребностей А. Маслоу – это единственная сжатая, общая теория мотивации человека, годная для понимания не только текущего состояния общества, но для прошлого и будущего. Ее достоинства в том, что она пригодна для формирования, развития и функционирования не только индивида, но и крупных социальных групп и социальных институтов ...

"Приход к согласию" со средой
Хотя Гольдштейн, будучи теоретиком организмического плана, главное внимание уделяет внутренним детерминантам поведения и придерживается принципа, в соответствии с которым организм находит ту среду, которая наиболее соответствует само-актуализации, он не сторонник той крайней позиции, согласно которой организм независим от внешнего мира. ...

Девиантные явления в жизни подростка
Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, ...