Материалы » Построение межличностных отношений в юношеском возрасте » Межличностные отношения и психологический климат в коллективе

Межличностные отношения и психологический климат в коллективе
Страница 5

Социально-психологический климат складывается в течение некоторого времени деятельного существования групп, рождаясь как устойчивое образование из многократного воспроизведения социально-психологической атмосферы, которая, в отличие от климата, неустойчива и сиюминутна, летуча и переменчива. Для установления климата необходимо время и некоторая история жизнедеятельности группы, а так же нормальные межличностные отношения и контакты в группе. Атмосфера - непосредственная психологическая реакция в виде самочувствия группы жизненный агент (тревога, повышение общего тонуса и др.).

Педагог может влиять на атмосферу, а, изменяя ее, улучшая ее, и каждый раз воссоздавая ее в благоприятных характеристиках, он, конечным порядком, создает климат, как длительную и устойчивую атрибутику группы.

Назовем характеристики социально-психологического климата, благоприятного для личного развития:

доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;

защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;

работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;

инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного "Я";

мажор и оптимизм как устремление группы к радостным перспективам.

Аналогичны характеристики неблагоприятного климата группы: агрессивность, незащищенность, леность, пассивность, пессимизм, унылость, инертность.

Данные характеристики определяют состояние молодого человека в группе, а ключевые отношения в группе обусловливают формирование ценностных отношений. Первое и второе тесно связаны. [6,7,8, с. 206]

Вывод

Возраст юности (16-22 лет) - это особая пора, знаменующаяся завершением перехода от детства к взрослости.

В биологическом плане возраст 16-17 лет является одним из главных периодов роста и формирования организма: изменение нервной и эндокринной систем и как результат - значительные физические изменения (увеличение роста и массы тела).

Юношеский возраст лет представляет исключительно сложный этап психического развития - становление человека как личности, когда на основе качественно нового характера структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность и формирование нравственных представлений и социальных установок.

Оптимальные межличностные отношения являются залогом полноценного формирования у человека психических процессов, психических свойств и функций, а также развития личности в целом.

Межличностные отношения развиваются на протяжении всего периода детства и юности; на каждом этапе развития они обладают рядом характерных свойств, присущих определенному возрасту.

В юношеском возрасте складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Выполняя одну и ту же общую социализирующую цель, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и регулирующим их нормам.

Для молодых людей большую значимость приобретают отношения со сверстниками, так как у них явно прослеживается стремление к самостоятельности, самовыражению, равнопартнерским отношениям. Это стремление, свои актуальные интересы и потребности ребенок может удовлетворить в полной мере только в общении со сверстниками, в процессе межличностных отношений с ними.

Оптимальный уровень межличностных отношений юношей и девушек возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит так же от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Особенности родительских наказаний
Отцы чаше всего предпочитают физические наказания, а матери – непрямые или более психологические воздействия и как сыновей, и на дочерей. Согласно некоторым исследованиям К. Бютнера, мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление. ...

Восприятие: определение, свойства, виды. Понятие психического образа
Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств. Виды восприятия: 1. в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа: · зрительные; · осязательные; · вкусовые; · обаятельные. 2. в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальност ...

Конфликт "личность - группа" ("один против всех" или "все на одного") (модель № 5)
Это, пожалуй, наиболее распространенная модель конфликта, детерминированного групповыми факторами. Причина конфликта - в противоречии между личностью и группой, в которую она включена. Развитие конфликта определяется: позицией и силой личности, противостоящей группе (лидер, авторитетный член группы, новичок, малоавторитетный член груп ...