Материалы » Эмоции и воля » Методика № 10. «Тест «ВСК»»

Методика № 10. «Тест «ВСК»»
Страница 1

1. Автор: Опросник разработан А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом.

2. Предмет диагностики:

Ø в терминах рубрикатора: саморегуляция (волевой самоконтроль);

Ø в терминах автора методики: уровень развития волевой регуляции (волевой самоконтроль), волевые черты личности «настойчивость» и «самообладание».

3. Операциональный статус: методика стандартизованного самоотчета: тест - опросник.

4. Сопряженные практические задачи: индивидуальное психологическое консультирование, психокоррекция, спортивно-педагогическая практика. Опросник позволяет получить информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции.

5. Компетентность исполнителя: Проведение обследования, обработка данных и интерпретация результатов могут осуществляться профессиональными психологами и специалистами-смежниками. Методика проста в исполнении и дополнительной подготовки по овладению экспертными методами анализа данных и интерпретации результатов не требуется.

6. Комплектность, состав методики:

Ø стимульный материал, ключи, нормы: Опросник содержит 30 пунктов, из которых 24 - рабочих и 6 - маскировочных. Возможны два варианта ответов (либо «Да», либо «Нет»). Опросник содержит ключи и нормы.

Ø сведения о надежности и валидности: Ретест-надежность = 0,61 (р<0,01); ретест-надежность для субшкал: настойчивость - 0,78; самообладание - 0,71. Шкалы опросника ВСК обладают удовлетворительной дискриминантной и конвергентной валидностью. Тестовые нормы расчитаны на выборке студентов (300 человек). Теоретические положения: Опросник ВСК направлен на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается (в самом общем виде) мера овладения собственным поведением в различных ситуациях - способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Согласно многочисленным экспериментальным данным, указанные особенности личностной саморегуляции во многом определяют индивидуальный стиль и конкретные проявления активности человека.

Первоначально опросник ВСК разрабатывался в одномерном варианте, однако в результате эмпирического анализа его факторной структуры было выделено две устойчивые субшкалы. Первая субшкала характеризует доступный сознательной мобилизации энергетический потенциал завершения действия, вторая - отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. В терминах традиционных волевых черт личности субшкалы получили название "настойчивость" и "самообладание" соответственно.

Наблюдается положительная связь со шкалой «активность» методики САН, что свидетельствует о преобладании активного фона состояния у лиц с высоким индексом ВСК, и со шкалой субъективной локализации контроля, что вполне естественно, так как реализация самоконтроля непосредственно связана с субъективными представлениями об управляемости мира вообще и собственного поведения, в частности.

Также высокий уровень волевого самоконтроля связан с низкой тревожностью и отсутствием фрустрированных потребностей.

Оборудование: текст методики, бланк ответов.

Ход работы: Опросник ВСК существует в двух версиях. Исследовательская версия предусматривает ответ на каждый пункт в семибальной шкале (от -3 до +3) с градацией степени уверенности в положительном или отрицательном ответе. Для практических задач используется "серийная" версия с вынужденным дихотомическим выбором: испытуемый имеет лишь два варианта ответа - либо "да", либо "нет". В инструкции специально оговаривается, что в случае неуверенности в ответе можно выбирать любую альтернативу.

Испытуемым выдаются опросники и предлагается инструкция.

Обработка результатов: С помощью специального ключа подсчитывается количество баллов, полученных испытуемым по каждой из шкал:

по шкале ВСК,

по субшкале «настойчивость»,

по субшкале «самообладание».

При подсчете суммарных баллов учитываются только совпадения с ключом (каждое такое совпадение увеличивает суммарный балл на единицу). Те позиции протокола, которые не совпадают с ключом, игнорируются и не влияют на величину суммарного бала (не приносят отрицательных очков).

В результате такой процедуры суммарный балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 24 "сырых очков", по субшкале "настойчивость" - от 0 до 16, и по "самообладанию" - от 0 до 13. Сырые баллы переводятся в стандартные с использованием таблицы норм, соответствующих обследуемому контингенту.

Страницы: 1 2 3


Образная память: методика и факторы влияющие на её развитие
«В» Образная (ассоциативная) память – формируется в результате взаимодействия отрицательных и положительных эмоций, где полученный опыт приобретает свой схематизм исполнения. Благодаря способности эмоций связывать между собой различные значения в ассоциативные цепочки, сознание приобрело способность создавать виртуальные представления и ...

Организация исследования
База проведения исследования: ГОУ СПО «Воркутинское медицинское училище» г. Воркута. Выборку составили 30 человек из полных семей и 30- из неполных семей, обучающиеся на I-II курсах, всего 60 человек. Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время, в аудиториях. П ...

Профилактика агрессивного поведения
Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье (Бэрон Р., Ричардсон Д.)[47] отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. Прене ...