1. Автор: Опросник разработан А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом.
2. Предмет диагностики:
Ø в терминах рубрикатора: саморегуляция (волевой самоконтроль);
Ø в терминах автора методики: уровень развития волевой регуляции (волевой самоконтроль), волевые черты личности «настойчивость» и «самообладание».
3. Операциональный статус: методика стандартизованного самоотчета: тест - опросник.
4. Сопряженные практические задачи: индивидуальное психологическое консультирование, психокоррекция, спортивно-педагогическая практика. Опросник позволяет получить информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции.
5. Компетентность исполнителя: Проведение обследования, обработка данных и интерпретация результатов могут осуществляться профессиональными психологами и специалистами-смежниками. Методика проста в исполнении и дополнительной подготовки по овладению экспертными методами анализа данных и интерпретации результатов не требуется.
6. Комплектность, состав методики:
Ø стимульный материал, ключи, нормы: Опросник содержит 30 пунктов, из которых 24 - рабочих и 6 - маскировочных. Возможны два варианта ответов (либо «Да», либо «Нет»). Опросник содержит ключи и нормы.
Ø сведения о надежности и валидности: Ретест-надежность = 0,61 (р<0,01); ретест-надежность для субшкал: настойчивость - 0,78; самообладание - 0,71. Шкалы опросника ВСК обладают удовлетворительной дискриминантной и конвергентной валидностью. Тестовые нормы расчитаны на выборке студентов (300 человек). Теоретические положения: Опросник ВСК направлен на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается (в самом общем виде) мера овладения собственным поведением в различных ситуациях - способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Согласно многочисленным экспериментальным данным, указанные особенности личностной саморегуляции во многом определяют индивидуальный стиль и конкретные проявления активности человека.
Первоначально опросник ВСК разрабатывался в одномерном варианте, однако в результате эмпирического анализа его факторной структуры было выделено две устойчивые субшкалы. Первая субшкала характеризует доступный сознательной мобилизации энергетический потенциал завершения действия, вторая - отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. В терминах традиционных волевых черт личности субшкалы получили название "настойчивость" и "самообладание" соответственно.
Наблюдается положительная связь со шкалой «активность» методики САН, что свидетельствует о преобладании активного фона состояния у лиц с высоким индексом ВСК, и со шкалой субъективной локализации контроля, что вполне естественно, так как реализация самоконтроля непосредственно связана с субъективными представлениями об управляемости мира вообще и собственного поведения, в частности.
Также высокий уровень волевого самоконтроля связан с низкой тревожностью и отсутствием фрустрированных потребностей.
Оборудование: текст методики, бланк ответов.
Ход работы: Опросник ВСК существует в двух версиях. Исследовательская версия предусматривает ответ на каждый пункт в семибальной шкале (от -3 до +3) с градацией степени уверенности в положительном или отрицательном ответе. Для практических задач используется "серийная" версия с вынужденным дихотомическим выбором: испытуемый имеет лишь два варианта ответа - либо "да", либо "нет". В инструкции специально оговаривается, что в случае неуверенности в ответе можно выбирать любую альтернативу.
Испытуемым выдаются опросники и предлагается инструкция.
Обработка результатов: С помощью специального ключа подсчитывается количество баллов, полученных испытуемым по каждой из шкал:
по шкале ВСК,
по субшкале «настойчивость»,
по субшкале «самообладание».
При подсчете суммарных баллов учитываются только совпадения с ключом (каждое такое совпадение увеличивает суммарный балл на единицу). Те позиции протокола, которые не совпадают с ключом, игнорируются и не влияют на величину суммарного бала (не приносят отрицательных очков).
В результате такой процедуры суммарный балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 24 "сырых очков", по субшкале "настойчивость" - от 0 до 16, и по "самообладанию" - от 0 до 13. Сырые баллы переводятся в стандартные с использованием таблицы норм, соответствующих обследуемому контингенту.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз.
Согласно Е.П. Ильину, основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодёжи, большое общественное значение профессии и широкая сфера её применения, соответствие профессии интересам и склонностям и её творческие возможности. Имеются различи ...
Эмпирическое изучение морального самосознания в подростковом возрасте. Организация эмпирического исследования
Исследование морального самосознания подростков проводилось в вечерней сменной общеобразовательной школе (ВСОШ) №193 и в средней общеобразовательной школе №115. Оба названных учебных заведения расположены в г. Екатеринбурге.
Исследование проводилось с 1.03.05 по 28.03.05. Выборка представлена 51 человеком (от 14 до 16 лет; средний возр ...
Стресс в управленческом труде. Стресс на работе
Мы счастливы, когда мы не болеем, у нас все хорошо в семье и на работе. И не имеет значения, работает ли человек в министерстве или дома воспитывает детей, если ему не нравится, то, что он делает, и работа не приносит удовольствия, то счастье будет неполным.
Конечно работа – это стресс. Особенно, когда работаешь над серьёзным проектом, ...
Разделы