Материалы » Влияние личностных особенностей девятиклассников на формирование их профессиональных интересов » Связь личностных особенностей с профессиональными интересами в отечественных исследованиях

Связь личностных особенностей с профессиональными интересами в отечественных исследованиях
Страница 2

Для того, чтобы получить представление об основных мотивах, влияющих на формирование профессионального намерения, исследователи проанализировали проблемы, возникающие у учащихся в связи с предстоящим жизненным самоопределением. Анализ этих проблем позволил разделить их на три основные группы.

К первой группе были отнесены вопросы, направленные на осознание общественного и личностного смысла намеченного пути. Это размышления о престиже данной профессии, ее перспективности и общественной значимости, о творческом характере труда. Возникновение этих вопросов свидетельствует о том, что наряду с непосредственно действующими мотивами (интересы и склонности) появились мотивы, которые можно назвать смыслообразующими.

Вторая группа проблем, встающих перед учащимися в процессе формирования профессиональных намерений, связана с осознанием своего соответствия избираемой профессии. Здесь были зафиксированы следующие вопросы:

А) решение вопроса о том, какой же интерес (из нескольких преобладающих) «настоящий»;

Б) соответствие способностей требованиям профессии;

В) соответствие состояния здоровья требованиям профессии;

Г) соответствие характера требованиям профессии;

Д) соответствие условий труда некоторым привычкам.

Интерес к этому кругу вопросов заметно повышается к 10 классу.

В третью группу проблем, встающих перед учащимися в процессе формирования профессиональных намерений, включаются вопросы, возникающие при соотнесении своих желаний и возможностей с объективными факторами: а) трудности трудоустройства; б) уровень материального и бытового обеспечения; в) осознание трудностей поступления в высшее учебное заведение.

Степень актуальности и действенности каждой из трех групп рассмотренных мотивов в каждом отдельном случае определяется как содержанием мотива, так и индивидуальными особенностями школьника, особенностями восприятия и оценки встающих перед ним проблем. Таким образом, выбор профессии осуществляется на основе сложного взаимодействия психологических факторов, относительная значимость которых в общей системе мотивов может быть различной. По полученным данным, из всех основных факторов (профессиональный интерес, ценностные ориентации и связанное с ними переживание своего гражданского долга, мотивы собственной пригодности, осознание объективных трудностей реализации своих планов) в значительной части случаев доминирующим мотивом является профессиональный интерес. Однако такое доминирование возникает лишь тогда, когда профессиональный интерес имеет в своей основе более общий интерес к отрасли науки или деятельности. Во всех случаях, когда профессиональный интерес основывается на более общем интересе к отрасли науки или деятельности, привлекательным и значимым для человека становится специфическое содержание профессии, поскольку она могла более правильно и глубоко отразиться в его сознании. При отсутствии данного условия профессиональный интерес становится менее устойчивым, а преобладание побочных мотивов приводит к случайному выбору профессии.

Итак, в исследовании отчетливо выявлена ведущая роль устойчивого профессионального интереса в системе психологических факторов выбора профессии. Преобладание данного мотива особенно заметно на более раннем этапе формирования профессиональных намерений (28).

Страницы: 1 2 3 4


Попытки расшифровать “язык” животных
Декодирование сигналов, составление “словарей”. Многие исследователи, интуитивно чувствуя, что социальным животным есть что “сказать” друг другу, делали попытки составить что-то вроде словарей, то есть расшифровать их сигналы. Самым выдающимся достижением в области декодирования сигналов можно считать расшифровку символического “языка т ...

Обсуждение результатов
Построение семантического пространства Принятие На основе этого рисунка можно разделить все представленные в опроснике институты на 4 категории по показателям социальной капитализации (представлено в порядке убывания социального капитала): 1. «Принимаемые» и «Защищающие»: семья, друзья. Эта категория обладает наибольшим с ...

Теоретические аспекты понятия «интересы»
Изучение литературы, в первую очередь, позволит определить понятия «интерес» и «профессиональный интерес». Рассмотрим подробнее первое понятие – «интерес». Согласно мнению американского философа Р.В.Перри, интерес – это характеристика «моторно-аффективной жизни, состояние, акт, позиция, влечение…». Перри понимает интерес в широком смы ...