Материалы » Влияние личностных особенностей девятиклассников на формирование их профессиональных интересов » Связь личностных особенностей с профессиональными интересами в отечественных исследованиях

Связь личностных особенностей с профессиональными интересами в отечественных исследованиях
Страница 2

Для того, чтобы получить представление об основных мотивах, влияющих на формирование профессионального намерения, исследователи проанализировали проблемы, возникающие у учащихся в связи с предстоящим жизненным самоопределением. Анализ этих проблем позволил разделить их на три основные группы.

К первой группе были отнесены вопросы, направленные на осознание общественного и личностного смысла намеченного пути. Это размышления о престиже данной профессии, ее перспективности и общественной значимости, о творческом характере труда. Возникновение этих вопросов свидетельствует о том, что наряду с непосредственно действующими мотивами (интересы и склонности) появились мотивы, которые можно назвать смыслообразующими.

Вторая группа проблем, встающих перед учащимися в процессе формирования профессиональных намерений, связана с осознанием своего соответствия избираемой профессии. Здесь были зафиксированы следующие вопросы:

А) решение вопроса о том, какой же интерес (из нескольких преобладающих) «настоящий»;

Б) соответствие способностей требованиям профессии;

В) соответствие состояния здоровья требованиям профессии;

Г) соответствие характера требованиям профессии;

Д) соответствие условий труда некоторым привычкам.

Интерес к этому кругу вопросов заметно повышается к 10 классу.

В третью группу проблем, встающих перед учащимися в процессе формирования профессиональных намерений, включаются вопросы, возникающие при соотнесении своих желаний и возможностей с объективными факторами: а) трудности трудоустройства; б) уровень материального и бытового обеспечения; в) осознание трудностей поступления в высшее учебное заведение.

Степень актуальности и действенности каждой из трех групп рассмотренных мотивов в каждом отдельном случае определяется как содержанием мотива, так и индивидуальными особенностями школьника, особенностями восприятия и оценки встающих перед ним проблем. Таким образом, выбор профессии осуществляется на основе сложного взаимодействия психологических факторов, относительная значимость которых в общей системе мотивов может быть различной. По полученным данным, из всех основных факторов (профессиональный интерес, ценностные ориентации и связанное с ними переживание своего гражданского долга, мотивы собственной пригодности, осознание объективных трудностей реализации своих планов) в значительной части случаев доминирующим мотивом является профессиональный интерес. Однако такое доминирование возникает лишь тогда, когда профессиональный интерес имеет в своей основе более общий интерес к отрасли науки или деятельности. Во всех случаях, когда профессиональный интерес основывается на более общем интересе к отрасли науки или деятельности, привлекательным и значимым для человека становится специфическое содержание профессии, поскольку она могла более правильно и глубоко отразиться в его сознании. При отсутствии данного условия профессиональный интерес становится менее устойчивым, а преобладание побочных мотивов приводит к случайному выбору профессии.

Итак, в исследовании отчетливо выявлена ведущая роль устойчивого профессионального интереса в системе психологических факторов выбора профессии. Преобладание данного мотива особенно заметно на более раннем этапе формирования профессиональных намерений (28).

Страницы: 1 2 3 4


Основные концепции психического развития человека в онтогенезе. Психическое развитие с позиции психоаналитической теории З. Фрейда
Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены З.Фрейдом (1856-1939) [26]. Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - созна ...

Социализация ребёнка в семье
Родительская семья — важнейший институт социализации раннего детства. Это та сфера, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие ребенка, где закладывается его эмоциональная жизнь, создается ценностно-нормативная структура его личности. Стадия ранней социализации, которая происходит в семье, — важнейший п ...

Эмоциональные жесты
Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство -- все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными . Некоторые из них закреплены в устойчивых соче ...