Материалы » Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих » Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих

Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих
Страница 4

Опираясь на отечественный опыт муниципальной службы и анализируя организацию, характер и ее содержание, можно констатировать, что муниципальная служба имеет ярко выраженную специфику по сравнению с другими видами профессиональной деятельности. Речь идет, прежде всего, о нормативно правовом, управленческо-коммуникативном и публичном характере муниципальной службы. Форма управленческого труда муниципальных служащих представлена в основном действиями по выполнению многочисленных функций планирования, организации, мотивации, регулировании, анализа и контроля за состоянием дел в организации и направлена на решение вопросов жизнедеятельности населения. Здесь от человека требуются исключительно глубокие знания в конкретной предметной области, соответствующие функциям, задачам, направлениям деятельности данного органа власти или его подразделения (19).

Многие авторы по психологии менеджмента отмечают, что для лиц, находящихся на высшей ступени муниципального управления, приоритетным являются организационная и социально-психологическая виды деятельности, которые накладывают следующие требования (29, 4):

1. Для организационной деятельности: умение расставить приоритеты, организовать коллективную работу исполнителей; ориентироваться в сложных ситуациях и находить рациональные, нестандартные решения; заключать договоры, вести переговоры, устанавливать контакты, планировать свою деятельность и работу коллектива; знание методов организационно-управленческой деятельности.

2. Для социально-психологической деятельности: умение воспитывать в работниках способность мыслить, действовать, решать возникающие проблемы оперативно и самостоятельно; обладать спокойствием и выдержкой в конфликтных ситуациях; умение мотивировать труд работников; обладать убежденностью и принципиальностью; сохранять ровные отношения со всеми работниками; умение оценивать свои действия с точки зрения этики и морали; умение убеждать, доказывать, разъяснять, обладать способностью оказывать влияние на окружающих, быть требовательным, но не подавлять; соблюдать законодательные права и обязанности; развивать собственную личность.

Для специалистов, занимающихся планированием, разработкой перспективных проектов необходимы следующие качества:

1. Инновационная деятельность: инициативность, умение видеть эффективность и перспективность своего дела.

2. Экономическая: умение оценить финансовое состояние, экономическую эффективность принимаемых решений, читать и комментировать баланс; способность разрабатывать новые идеи.

3. Аналитическо-исследовательская: способность анализировать и сопоставлять факты и результаты; умение оценивать перспективность цели; способность анализировать воздействие внешних и внутренних факторов; умение разрабатывать стратегию и тактику; умение разрабатывать и анализировать варианты решений; способность профессионально оценить результаты своей деятельности и коллектива.

Таким образом, проанализировав предложенные характеристики деятельности муниципальных служащих, необходимые в их профессиональной деятельности профессиональные личностные качества видно, что именно условия и специфика деятельности муниципальных служащих определяют содержание профессиональной компетентности муниципальных служащих.

Опираясь на анализ литературы, и, учитывая специфику и особенности деятельности муниципальных служащих, мы будем выделять следующие основные составляющие профессиональной компетентности: синергичность, гибкость поведения, креативность, ориентация во времени, сензитивность, самопринятие, поддержка, ценностные ориентации и личностный адаптационный потенциал.

Далее мы рассмотрим данные критерии в отдельности. Одной из основных составляющих профессиональной компетентности является креативность

. В психологическом словаре креативность (от англ. сreativity) определяют как «уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности» (24, 120 с.). Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует проявлению креативности.

Креативность также определяется, как «способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» (42, 205 с.).

А. Маслоу рассматривает креативность как творческую направленность – врожденное качество (54).

Э. Шостром определяет креативность как выраженность творческой направленности личности, наличие творческого потенциала (38).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Синдром гиперактивности и дефицита внимания в детском возрасте. Теоретическое обоснование понятия СДВГ
Впервые упоминание о гиперактивных детях появилось в специальной литературе около 150 лет назад. Немецкий врач Хоффман описал чрезвычайно подвижного ребёнка, назвав его «непоседа Фил». Проблема становилась всё более очевидной и к началу XX века вызвала серьёзную тревогу специалистов – невропатологов, психиатров. В 1902 году ей посвящен ...

Нарушения, барьеры, трудности общения
Общение современного человека базируется не только на умениях, относящихся к ролевому репертуару и коммуникативной компетентности личности (например, умение вести переговоры), но и на умениях налаживать контакты, в том числе выходящие за рамки деловых интересов. Это осознают люди, обращающиеся за помощью к психологам – учителя, следова ...

Брак по расчетую Так в чем же здесь расчет
Любовь не поглощает личность, а расширяет ее, заставляет задуматься над смыслом уже знакомых слов и действий и постичь их истинное значение. Любовь – самое эффективное средство для борьбы с обманом, стереотипов и догм. Любовь достигается через познание себя и приводит к познанию себя. Она же – единственный способ познать другого и сам м ...