Материалы » Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих » Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих

Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих
Страница 6

Э. Шостром определяет сензитивность как «чувствительность к собственным переживаниям и потребностям» (38, 194 с.). То есть, сензитивность характеризует степень того, насколько человек глубоко и тонко ощущает себя, свое собственное эмоциональное состояние.

Самопринятие.

Э. Шостром расшифровывает самопринятие как «способность человека принимать себя вопреки своей слабости» (38, 194 с.). То есть личность принимает себя такой, какая она есть, – со всеми своими недостатками и слабостями.

К. Роджерс считает, что самопринятие играет наиболее важную роль в развитии личности и психологического здоровья (44). Наиболее социально адаптивные те люди, которые чувствуют, что их любят, что они нужны, что их принимают, что они заслуживают уважения. Чтобы развиваться, нужно принимать себя.

Джонсон Д.У. в качестве одного из основных базисных навыков личности выделяет навык самопринятия. Где под самопринятием автор понимает «осознание и принятие себя: осознание своих чувств и реакций» (12, 12 с.). Автор утверждает, что принимать себя не только сводиться к осознанию каких-либо сторон своей личности, но и равнозначно уважению себя. При этом высокий уровень принятия себя связан с высоким уровнем социальной адаптации. Джонсон Д.У. пишет, что принимающие себя люди, считают мир более дружелюбным и соответственно у них меньше защитных реакций.

Немаловажной характеристикой профессиональной компетентности является характеристика ценностной ориентации муниципальных служащих.

В психологическом словаре ценностная ориентация определяются как «компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости» (42, 584 с.).

Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Непротиворечивость ценностных ориентаций является показателем устойчивости личности. Одной из детерминант ценностных ориентаций является деятельность личности, но в любой системе ценностных ориентаций есть своя динамика и развитие.

Э. Шостром характеризует ценностные ориентации тем, «насколько человек руководствуется ценностями, присущими самоактуализирующейся личности» (38, 193 с.). Автор считает, что отвержение принципов и идеалов, по которым живет самоактуализирующаяся личность, препятствует личностному развитию и совершенствованию.

Самодостаточность

(в узком смысле понимания данного термина: как поддержка).

Э. Шостром качество поддержки характеризует как направленность человека на себя: руководство своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами (38, 192 с.).

Обладая вышерассмотренными составляющими профессиональной компетентности необходимо также уметь использовать данные качества на практике, чему наиболее способствует личностный адаптационный потенциал муниципальных служащих.

Термин «адаптация» происходит от лат. adapto – приспособляю и socialis – общественный (24) и в психологическом словаре определяется как:

1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;

2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения (24).

Петровский В.А. понятие адаптивности рассматривает также с точки зрения тенденции соответствия между целями и достигаемыми результатами активности. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов. Различия в трактовке целевых ориентаций («целей» – в широком смысле) человека обусловливает разные варианты возможной адаптивной направленности: гомеостатический вариант (адаптивный исход здесь состоит в достижении равновесия), гедонистический вариант (адаптивный исход – наслаждение, избегание страданий), прагматический (адаптивный исход – практическая польза, успех) и т.п.

А.Г. Маклаков определяет личностный адаптационный потенциал как «целый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также некоторый интервал отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых норм» (38, 127 с.).

Степень соответствия этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал, являющийся важнейшей интегральной характеристикой психического развития. При этом, характеристику личностного потенциала адаптации, по мнению автора, можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Влияние акцентуаций характера на формирование компьютерной зависимости. Программа эмпирического исследования.
Если на компьютерную зависимость влияют индивидуальные особенности, то будет ли влиять тип характера на формирование зависимости. Эта проблема легла в основу нашего научного поиска. Цель исследования: Исследовать влияние акцентуации характера как одной из его особенностей на уровень формирования компьютерной зависимости. Объект иссле ...

Обследование интеллектуального развития детей
Наряду со слабослышащими на медико-педагогическую комиссию иногда попадают дети, недоразвитие речи которых обусловлено умственной отсталостью. У них так же, как и у детей с общим недоразвитием при нормальном интеллек­те', может наблюдаться недостаточный словарный запас, неправильное грамматическое построение предложений, на­рушение прои ...

Анализ результатов исследования
Согласно поставленным задачам исследования на первом этапе констатирующего эксперимента была проведена методика Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханиной «Шкала самооценки». Рассмотрим группу детей с нормальным интеллектуальным развитием . Наблюдение за детьми во время выполнения методик показали, что они с интересом выполняли задания, полностью в ...