Материалы » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом возрастной динамики

Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом возрастной динамики
Страница 2

Противоречивость эмоциональных состояний («счастье» через «горечь» и «ненависть»), неоднозначность оценки позитивных поступков (и «хорошо», и «неверно», «необходимость», «опыт»), амбивалентность отношения к деятельности свидетельствует о представленности всех компонентов «праморального» уровня самосознания и их важной роли в поведении. При этом просматриваются перспективы морального развития подростков в достаточно неплохой представленности в количественном и качественном отношения «морального» уровня самосознания. Подростки готовы руководствоваться ставшими уже личными моральными ценностями «добра», «честности» и «доверия».

Таким образом, у мальчиков, с учетом возрастной динамики, по мере их взросления, при устойчивом функционирования «праморального» уровня самосознания заметен рост в морально-нравственном плане. Что особенно заметно при сравнительном анализе морального самосознания четырнадцатилетних и шестнадцатилетних подростков. Где, в первом случае, мы наблюдаем, не смотря на выраженность всех трех уровней морального самосознания, некоторую инфантильность, упрощенность эмоциональных реакций, «однобокость» выделения конструктов. Во втором же случае мы уже можем наблюдать зрелость «праморального» уровня самосознания, перспективы к развитию «морального» уровня самосознания, сформированность представления о моральных ценностях, стремление ими руководствоваться, но возможно еще не «умение» или не готовность ими руководствоваться.

В группе девочек четырнадцатилетнего возраста были выделены два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 36,634% общей дисперсии (см. прил. 4). Первый фактор «Отверженность – душевное тепло» объясняет 22,594% дисперсии. Он представлен такими компонентами, как «пробовать пить спиртное» (– 0,868), «начать курить» (– 0,859), «встреча любимого человека» (0,554). Второй фактор «Стремление к оказанию помощи – хулиганство» объясняет 14,039% дисперсии и представлен такими элементами, как «завести животное» (– 0,770), «перевести бабушку через дорогу» (– 0,791), «хулиганю» (0,522). В данной группе исследуемых подростков наиболее наполненными являются аффективный и поведенческий компоненты «праморального» уровня самосознания, хотя так же выражены «моральный» и «нравственный» уровни самосознания. Интериоризация ценностей «здоровья», «совести», «любви», «верности», «ума» и т.д. позволяют им регулировать поведение на основе собственных убеждений.

В группе пятнадцатилетних девочек были выделены два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 45,261% общей дисперсии (см. прил. 4). Первый фактор «Самовыражение непринимаемыми социумом средствами – отношение к социально одобряемым поступкам» объясняет 31,542% дисперсии, представлен следующими компонентами: «завести животное» (– 0,838), «перевести бабушку через дорогу» (– 0,791), «хулиганю» (0,522), «наркомания друзей» (0,468). Второй фактор «Стремление к самоутверждению – подавление индивидуальности» объясняет 13,869% дисперсии и представлен такими компонентами, как «начать курить» (– 0,884), «попробовать пить спиртное» (– 0,763), «непонимание родителей» (0,529). Таким образом, девушки данной группы наряду со сформированным «праморальным» уровнем самосознания раскрывают и «моральный» уровень морального самосознания, и в особенности поведенческого и аффективного компонентов. Девочки ориентируются в своем поведении на такие понятия, как «честный», «сердечный», «мудрость», «ум». При этом попытки обратить на себя внимание, «обрести» свою индивидуальность; критичность восприятия окружающих; эмоциональное опустошение после неудач делают восприятие и принятие моральных норм и ценностей весьма неустойчивым, неоднозначно оцениваемыми обществом.

У девочек шестнадцатилетнего возраста наиболее информативны два фактора: двухфакторная структура, объясняющая 56,62% общей дисперсии (см. прил. 4). Первый фактор «Оказание помощи – беспомощность» объясняет 41,243% дисперсии и представлен такими элементами, как «завести животное» (– 0,878), «начать курить» (0,806), «попробовать пить спиртное» (0,805), «наркомания друзей» (0,674), «перевести бабку через дорогу» (– 0,615). Второй фактор «Ощущение отверженности – поддержание собственной значимости» объясняет 15,377% дисперсии и представлен следующими компонентами: «наркомания друзей» (0,605), «перевести бабку через дорогу» (– 0,472), «хулиганю» (0,928), «начать учиться» (– 0,842), «не кидалово» (– 0,768). В данной группе наиболее представлены поведенческий компонент «праморального» и «морального» уровней морального самосознания при достаточно высоком развитии аффективной сферы. Для участников исследования в данной группе важно ощущать себя принятым в кругу близких людей, друзей. Но при этом нет четко сформированных ориентиров, ценностей, на которые они будут руководствоваться. Мир познается посредством проб и ошибок, вызывающих яркие аффективные реакции («стресса», «алкоголя» и т.д.).

Страницы: 1 2 3


Обследование интеллектуального развития детей
Наряду со слабослышащими на медико-педагогическую комиссию иногда попадают дети, недоразвитие речи которых обусловлено умственной отсталостью. У них так же, как и у детей с общим недоразвитием при нормальном интеллек­те', может наблюдаться недостаточный словарный запас, неправильное грамматическое построение предложений, на­рушение прои ...

Социализация дошкольника как предметная область социальной работы. Проблема социализации ребёнка в отечественной и западной науке
Понятие «социализация» раскрывается и в отечественной, и в западной социологической литературе как процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит. Это составная часть процесса становления личности, в ходе которого формируются ее наиболее распространенные, ...

Анализ полученных результатов. Обсуждение полученных результатов
Данное исследование проводилось в соответствии со следующим алгоритмом. Первоначально, для выявления уровня интеллектуального развития всех учащихся нами использовался комплекс тестов, позволивший определить этот показатель для каждого тестируемого ребенка в отдельности. Полученные результаты позволили условно разделить тестируемые гру ...