Приемы интерактивного общения
Страница 1

Интерактивная сторона общения — условный термин, обоз­начающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их со­вместной деятельности.

Один из эффективных приемов интерактивного общения — опосредствование.

Смысл его заключается в вовлечении школьников в интересную внеучебную деятельность с целью воспитания у них тех социальных интересов, запросов и вку­сов, которые заменят примитивные развлечения и дадут им возможность испытать радость труда, творчества создадут оп­тимистический настрой, укрепят веру в свои силы, что поло­жительно скажется на их взаимоотношениях с учителями, то­варищами, на учебе и дисциплине. Приведем примеры.

Все попытки преподавателей привлечь учащегося Г. из же­лезнодорожного техникума Махачкалы к серьезной учебе, по­влиять на его поведение кончались неудачей. Молодой человек нарушал дисциплину на уроках, грубил преподавателям, отка­зывался дежурить по учебному корпусу. Преподаватель Б.А. Терещенко узнал от родителей юноши, что живут они в собст­венном доме и сын охотно помогает им по хозяйству: увлечен­но плотничает, ремонтирует бытовую технику. Подобрав под­ходящий момент, преподаватель попросил Г. помочь ему в оборудовании кабинета технических средств. Тот остался после уроков и вместе с преподавателем сделал механизм при­вода штор затемнения, самостоятельно выполнил ряд других поручений. В конце года Г. попросил записать его в кружок технического творчества, постепенно перестал прогуливать уроки, подтянулся в учебе и дисциплине.

Чтобы наладить жизнь в коллективе, сократить до минимума нарушения дисциплины необходимо каждого уча­щегося увлечь полезным и интересным делом, вовлечь в обще­ственную работу. «Добродетели развиваются посредством дел, а не посредством болтовни» .

Однако, как и любой аспект общения, применение опосредствования требует предварительной вдумчивой подготов­ки. В практике нередки случаи, когда всех учащихся записыва­ют в один кружок, педагогически запущенных подростков пы­таются увлечь спортом и т.п. Вначале необходимо изучить интересы и склонности учащегося. Если человек тяготеет к живописи, музыке, натуралистической работе, не следует во­влекать его в занятия ТСО или в спортивную секцию. Неудачи, скажем, в спорте будут плохо влиять на его поведение, отноше­ние к товарищам, к преподавателям, а в дальнейшем заинтере­совать его чем-либо будет много труднее.

Опосредствование

— в некотором роде универсальный прием. Он успешно может применяться к учащимся обоего пола и разного возраста. Однако, характерная для подростков повышенная возбудимость, стремление ко всему новому, не­изведанному, постоянная готовность приложить свою кипу­чую энергию к серьезному, а желательно и общественно значи­мому делу делают прием особенно эффективным в работе именно с этим возрастом. Кроме того, именно подростки, по данным Петербургского института социальных проблем, стре­мятся принять участие в общественной работе в два раза чаще, чем учащиеся других возрастов.

Прием особенно эффективен по отношению к учащимся флегматического и холерического темперамента. Инертного флегматика целесообразно загрузить общественной работой, увлечь занятиями в кружке, чтобы он стал живее, энергичнее. Неуравновешенного, легковозбудимого холерика, который всегда готов что-то предпринять и не может жить без товари­щей, без коллектива, загрузить работой по душе — значит сде­лать лучшим помощником воспитателя.

Страницы: 1 2 3 4


Аддикции к еде. Переедание
Аддикция к еде возникает тогда, когда еда ис­пользуется в виде аддиктивного агента, применяя который, человек уходит от не устраивающей его субъективной реаль­ности. В момент раздражения, неудовлетворенности, неуда­чи и скуки возникает стремление "заесть" неприятность, ис­пользуя для этого процесс еды. И это часто удается сдел ...

Эмпирическое исследование изучения взаимосвязи доминирующего стиля управления и социально-психологического климата коллектива. Описание процедуры и методики исследования.
Процедура исследования состояла из нескольких этапов: На первом этапе были выявлены доминирующие стили управления у 10 руководителей малых торговых предприятий. На втором этапе из общей выборки выделены 3 руководителя с доминирующими стилями управления: демократический, авторитарный, либеральный. Проведено исследование социально-психо ...

Методика № 1 «САН»
Цель: Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения. Описание методики: Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той ил иной характеристики своего состояния. Инст ...