Тщательно подготовленная инсценировка принесла плоды. Юноша стал следить за своим поведением. Преподаватели и учащиеся отметили, что он стал аккуратнее одеваться, внимательнее относиться к товарищам, перестал грубить старшим, хотя отдельные рецидивы еще имели место.
Инсценировка — один из эффективнейших приемов. Чувства, возникающие у подростка в созданной педагогом психологической ситуации, подталкивают его на осмысление и правильную оценку, а значит и перестройку своего поведения. Процесс идет особенно интенсивно, когда учащийся не только осознает аморальность своего поступка, но поставлен, как в рассказанных случаях, в такое положение, когда своей игрой, выступлением учит правильно вести себя других.
Переключение.
С целью установления высокой дисциплины на занятиях и правильных взаимоотношений со школьниками необходима высокая требовательность педагога, ни в коем случае не переходящая в педантизм. В случае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь ученика, переключить его внимание и деятельность на новое занятие, другую работу и, таким образом, побороть негативизм, добиться нормальных взаимоотношений с учащимися или учебной группой.
В Московском политехникуме связи им. В.Н. Подбельского группа A-II записывала задание по математике. Демонстративно отказался работать учащийся К. — Я не записал предыдущий урок. Потом перепишу все сразу. Предложение преподавателя С. С. Морозкиной пропустить страницу и писать дальше осталось без внимания. Мало того, К. достал кроссворд и стал решать его, отвлекая вопросами товарищей.
Как часто в таких случаях преподаватель повышает голос, создает нервозную обстановку в группе, страдает сам, нанося урон своему здоровью, теряя время на уроке. Но в данном случае педагог поступила иначе. Светлана Степановна, зная, что К. прекрасный график и охотно работает у доски, попросила его показать группе графическое решение задачи. Подросток с удовольствием занялся любимым делом. Группа продолжила работу.
Педагогическое подключение.
Опытный педагог часто опирается на помощь активистов из своего класса, лучших выпускников школы, известных достижениями в труде родителей учащихся, героев художественной литературы и т.п. Воспитывает занимающихся на их положительном примере.
Применяя педагогическое подключение, надо помнить, что пример рассказанный действеннее, чем прочитанный. Эмоциональная передача приближает героя к ребятам, делает его пример ярче, усиливает желание вести себя так же, как он. В воспитательной работе всегда целесообразно опираться на группы старших ребят, помогающих педагогу руководить своими младшими товарищами. В этом случае с помощью педагогического подключения мы убиваем сразу двух зайцев: «Лучший способ вылечиться, — говорят психологи, — начать самому кого-нибудь лечить». Учащиеся охотно шефствуют над отстающими в учебе, над новичками — это позволяет им чувствовать себя взрослыми. Они невольно подтягиваются, стремясь быть примером для опекаемых.
Применять педагогическое подключение следует осторожно, деликатно. Используя прием, следует избегать сравнения подростков с их более сильными товарищами. Нельзя забывать об индивидуальных различиях воспитуемых. Мы ставим одного из них в пример, подключаем к нему более слабого товарища, а у него хорошая математическая подготовка, склонность к точным наукам. Догнать его очень трудно, а иногда и невозможно тому, у кого гуманитарный склад ума, перегруженность работой, домашними делами. В этом случае мы можем подорвать веру учащегося в собственные силы, жестоко обидеть его.
Психология творчества. Определение воображения
Воображение– форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое воображение.
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловл ...
Влияние характеристик самооценки на адаптированность к учебной и спортивной
деятельности. Адаптированность
студентов к учебе и спорту
В данном параграфе представлены результаты изучения выраженности, вариативности и взаимосвязей показателей адаптированности студентов, занимающихся спортом, к учебной и спортивной деятельности. Мера адаптированности студентов в обоих видах деятельности определялась по двум критериям — объективной успешности и субъективной удовлетворе ...
Устойчивость
Устойчивость -
это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И. П. Павлов говорил о своей работе: "Это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли ...
Разделы