Приемы интерактивного общения
Страница 2

Подстановка перспективы.

В этом приеме педагог, учиты­вая естественное желание молодого человека получить ра­дость, удовольствие, ставит перед ним несколько постепенно усложняющихся задач, ведет их от более увлекательной пер­спективы к менее увлекательной, таким образом, привлекая их незаметно к выполнению работы, казавшейся раньше скуч­ной, неинтересной, и воспитывая дисциплинированность, трудолюбие, другие ценные качества.

Непросто, например, прекратить довольно частые в под­ростковом возрасте драки учащихся, избиение сильным под­ростком или даже группой учащихся более слабого, беззащит­ного члена коллектива. Но ситуация резко меняется, когда ад­министрация учебного заведения . разрешает поединки. — Пожалуйста, деритесь, но честно. Избиение слабого — подлость. Применение нечестных приемов: нападение группой на одного, удары ногами, использование закладки, удары ниже пояса и т.п. — всегда осуждались честными и благородными людьми. Поэтому деритесь по правилам. Заявка подается классному руководителю. Очевидно, что сильный слабого вы­зывать не может. Дата поединка, его условия и определение победителя доверяются судейской коллегии, которую вы, ре­бята, выберете сами.

В проведенном эксперименте учащиеся с воодушевлением отнеслись к этому предложению, выбрали судейскую колле­гию, но . заявок не поступило. Драться с равным — перспек­тива не из приятных. А вопреки решению коллектива избить слабого, как это делалось раньше, еще хуже. Можно вызвать осуждение группы, а то и всего коллектива, ухудшить свое по­ложение в среде товарищей.

В энемскую среднюю школу Адыгейской автономной об­ласти пришел новый преподаватель физической культуры. Вскоре он обнаружил, что учащиеся признают только футбол, в который играют на всех занятиях. Педагог не стал с первых дней круто ломать сложившиеся порядки. Обсуждая вместе с подростками футбольные баталии, он очень тактично и в то же время убедительно показывал, что быстрый бег каждого фут­болиста — необходимое условие хорошей игры всей команды. А скорость вырабатывается на легкоатлетических занятиях.

Так появилась первая промежуточная перспектива — начали заниматься легкой атлетикой, чтобы лучше играть в футбол.

Через несколько месяцев появилась вторая промежуточная перспектива — необходимость заниматься гимнастикой, у футболистов не хватало ловкости. Наконец, все стали зани­маться лыжами, чтобы выработать выносливость, необходи­мую настоящему футболисту. Через два года футбол был забыт совершенно, и на занятиях стал изучаться только программ­ный материал. Причем совершенно безболезненно, и вышло так, что по инициативе самих школьников.

Однако этот прием следует применять эпизодически и, как правило, когда у преподавателя еще нет прочного контакта с коллективом. В противном случае есть опасность, что школь­ники привыкнут выполнять только то, что увлекательно и ин­тересно.

Инсценировка.

В этом приеме школьник самостоятельно прорабатывает рекомендованный педагогом материал и гото­вит выступление перед товарищами или разыгрывает сценку, показывающую, как выглядит нарушение моральных норм и, в сравнении, образцовое поведение в обществе.

Классный руководитель зооветеринарного техникума Л. Ким после неудачной попытки изменить поведение вспыльчи­вого и грубого И. Кунчева путем беседы провела классный час на тему «Путешествие в страну вежливости». Демонстриро­вать, как нужно и как нельзя вести себя в обществе, в числе других предложили и Ивану. Он любил обращать на себя вни­мание и охотно взялся подготовить роль. Группа хохотала над неловким, неумелым, не знающим правил вежливого поведе­ния героем Кунчева и аплодировала, когда он изящно демон­стрировал правила этикета.

Страницы: 1 2 3 4


Общие понятия стресса. Понятие стресса
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики - для обозначения «внешней силы, приложенной к объекту и вызывающий его деформацию». У них позаимствовал этот термин канадский физиолог Ганс Селье, всю жизнь исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действии внутренних и внешн ...

Акцентуации характера
Описание многообразия типов характера должно быть дополнено описанием многообразия акцентуаций характера. Если характер в целом определяется нами как устойчивая направленность реагирования, то при отягощении характера акцентуацией на первый план выходят те или другие болезненные нарушения. Акцентуациями являются такие варианты развития ...

Психологический анализ проблемы самооценки личости в спортивной деятельности. Проблема методологического подхода к изучению самооценки
Среди многообразия проблем, обсуждаемых в современной психологии, всё больше внимания уделяется вопросам, связанных с самосознанием личности. Это интереснейшее явление человеческой психики издавна волновало умы исследователей. История его изучения начинается с развитием психоло­гии как науки. Однако, даже задолго до этого, проблема собс ...