Материалы » Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений » Психологические механизмы и особенности процесса принятия решений в профессиональной деятельности работников служб экстренного вызова

Психологические механизмы и особенности процесса принятия решений в профессиональной деятельности работников служб экстренного вызова
Страница 6

- осознание условий лимита времени и как следствие либо мобилизация внутренних резервов, либо невротические «срывы»;

- эффект групповой изоляции который ведет к проблемам в межличностных взаимодействиях коллектива;

- чувство опасности мобилизирующее резервы психики либо вызывающее замешательство, панику, дезорганизацию действий.

Как следствие этих факторов экстремальности профессиональной деятельности будут иметь место явления эмоционального выгорания и профессиональной стресс, основа которых – конфликт требований окружающей среды с возможностями личности. Теперь мы попробуем проследить, как эти явления будут влиять на процесс принятия решений, для этого стоит вернуться к определению процесса принятия решений как психологическому феномену.

Итак, процесс принятия решений - акт волевого действия, когда личность на основе переработанной информации, как правило, в результате борьбы мотивов, приходит к необходимости сохранения одного из них как ведущего, главного, смыслообразующего, которому она подчиняет свою конкретную деятельность. Одним из важнейших этапов в процессе принятия решений является выбор лучшего варианта решения путем их анализа и оценки, путем борьбы мотивов. По определению борьба мотивов и противоречий внутри человека, сопровождаемая эмоциональной напряженностью – есть внутриличностный конфликт. Таким образом, мы предполагаем, что одним из этапов процесса принятия решений как последовательного рационального стадийного процесса является внутриличностный конфликт, возникающий при столкновении нескольких взаимоисключающих мотивов.

« Внутриличностный конфликт выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Внутриличностный конфликт возникает при столкновении двух или более взаимоисключающих мотивов…» [22,115].

Личность, испытывающая внутриличностный конфликт, феномен эмоционального выгорания и профессиональный стресс (сутью которых также является конфликт), несомненно, будет проецировать свое внутреннее состояние на взаимоотношения с окружающими. Одним из важнейших проявлений особого этого внутреннего состояния личности будет конфликтное поведение. Работники служб экстренного вызова могут становиться субъектами конфликта. Возникает конфликтное сознание, образуемое особым состоянием психики, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращении их в мотивацию активности. Причины конфликтов в коллективе работников служб экстренного вызова могут быть абсолютно разные – это недостатки организации совместной деятельности, недостатки области управления, вызванные неумением расставить людей в соответствии с их психологическими особенностями и т.д. Возникающие конфликты и противоречия между работниками служб экстренного вызова способны оказывать крайне негативное воздействие на успешность их деятельности. Для дальнейшего выяснения способов предотвращения таких состояний, для мер профилактики конфликтного поведения, и управления конфликтами следует подробнее коснуться механизма конфликта как основного фактора успешности процесса принятия решений.

Конфликт (от лат. столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, имений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт состоит из следующих основных компонентов: проблема, конфликтная ситуация, участники конфликта, инцидент [3].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Особенности организации и проведения групповой игротерапии.
Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения ...

Организация исследования
Исследование самооценки спортсменов состояло из шести организаци­онных этапов: 1 этап. Определение степени изученности проблемы, ее актуальности и новизны, а также разработка программы исследования, его гипотез, цели и задач. Основной метод исследования: изучение и анализ данных научной лите­ратуры по теме исследования в соответствии ...

Личность младшего школьника и Я-концепция. Психологические особенности младшего школьного возраста
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет (I-III классы школы). Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкол ...