Материалы » Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений » Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений у работников служб экстренного вызова

Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений у работников служб экстренного вызова
Страница 3

2. Опросник Г. Шмишека – К. Леонгарда. Представляемый опросник был разработан Г. Шмишеком на основе концепции «акцентуированной личности» К. Леонгарда и впервые опубликован в 1970 г [12]. С помощью данной методики определяются 10 типов акцентуаций личности по классификации К. Леонгарда. Опросник состоит из 88 вопросов и предполагает 2 варианта ответов: «да» и «нет». Для проведения исследования требуются сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. Опросник может с успехом применяться как для исследования взрослых, так и для изучения школьников начиная с 14 лет.

Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр К. Леонгард. Им была разработана и описана классификация типов акцентуации личности. Согласно представлениям К. Леонгарда, все черты личности могут быть разделены на основные, определяющие ее развитие и адаптацию, и дополнительные. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. При сложных психотравмирующих ситуациях, длительно воздействующих на акцентуированные черты характера, могут возникнуть сложные аффективные реакции, неврозы и другие психологические расстройства.

3. 16-факторный опросник Кэттелла (версия С). Американский исследователь Р.Б. Кэттелл опубликовал многофакторный опросник, который успешно применялся для экспресс - диагностики личности. Опросник диагностирует черты личности, которые Кэттелл называет конституционными факторами [41]:

- Фактор А – «замкнутость - общительность»;

- Фактор В – «интеллект»;

- Фактор С – «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость»;

- Фактор Е – «подчиненность - доминантность»;

- Фактор F – «сдержанность - экспрессивность»;

- Фактор G – «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения»;

- Фактор Н – «робость - смелость»;

- Фактор I – «жестокость - чувствительность»;

- Фактор L – «доверчивость - подозрительность»;

- Фактор М – «практичность – развитое воображение»;

- Фактор N – «прямолинейность - дипломатичность»;

- Фактор Q – «уверенность в себе - тревожность»;

- Фактор Q1 – «консерватизм – радикализм»;

- Фактор Q2 - «конформизм – нонконформизм»;

- Фактор Q3 – «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»;

- Фактор Q4 – «расслабленность - напряженность»;

- Фактор MD – «адекватность самооценки».

В нашей работе мы сочли уместным использовать лишь несколько конституционных факторов, влияющих на эффективность межличностного взаимодействия в коллективе в ситуациях требующих четких незамедлительных действий: факторы C, E, F, N, Q2. На наш взгляд, именно эти факторы способны более полно охарактеризовать эмоциональные внутренние стороны личности и особенности взаимодействия в коллективе. Полный опросник состоит из 105 вопросов и предполагает 3 варианта ответов. Наш вариант выявляющий факторы C, E, F, N, Q2. состоял из 30 вопросов. Для проведения исследования требуются сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте.

4. Опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР - 25), предложенный Т.В. Корниловой (1994). Опросник содержит 25 утверждений.

Испытуемому даётся инструкция: в бланке «Протокол» Вы отмечаете «+1», если высказывание в основном Вас характеризует, «-1», если оно Вам не соответствует, и «0», если оно Вас наполовину характеризует.

Данные подсчитываются с помощью ключа и процентильных шкал (Приложение 2). К шкале «рациональность» относятся пункты 1, 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 19, 24. К шкале «готовность к риску» относятся пункты: 3, 4, 7 (с интервированным значением), 21, 22, 23, 25.

При подсчёте «сырых» баллов пункты для каждой шкалы суммируются (в двух указанных случаях – пункты 7 и 20 инвертируются, т.е. берутся с противоположным знаком).

Страницы: 1 2 3 4


Речь
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоватьс ...

Структура организма
Организм состоит из дифференцированных членов, действующих совместно. Эти члены друг от друга не изолированы и не обособлены, за исключением ненормальных или искусственных ситуаций, например, высокой тревоги. Первичная организация организмического функционирования – фигура и фон. Фигура – это любой процесс, который возникает и выделяетс ...

Личная аналогия- эмпатия
Наиболее сильный вид аналогии. В основе эмпатии лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. решающий задачу человек вживается в образ объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения. Главный смысл эмпатии — войти в роль кого-либо или чего-либо. Для того, чтобы изменить, улучшить что- ...