Материалы » Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений » Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений у работников служб экстренного вызова

Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений у работников служб экстренного вызова
Страница 2

Методики исследования

Для изучения психологических качеств личности работников служб экстренного вызова был применен комплекс стандартизированных психодиагностических методик, соответствующий поставленным задачам исследования, который включал в себя следующие конкретные методики:

1. Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации K. Томаса – Р. Килменна (модификация Гришиной Н. В.). Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях Томас и Килменн применили двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум способам измерения К. Томас и Р. Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: приспособление, уступчивость; уклонение; противоборство; сотрудничество; компромисс [18].

Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса-Килменна, позволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать рациональную форму поведения (Таб. 2.1.).

Таблица. 2.1.

Формы поведения в конфликте

противоборство

сотрудничество

компромисс

уклонение

уступчивость

Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма.

1. Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения.

2. Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него.

3. Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.

4. Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.

5. При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет [18].

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях авторы применили двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов [12]. Соответственно этим двум способам измерения К. Томас и Р. Килменн выделяют следующие способы регулирования конфликтов: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения в конфликте K.Томас и Р. Килменн описывают каждый из пяти вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых испытуемому предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведении. В нашей стране тест адаптирован Н В Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. Тест можно использовать при групповых обследованиях (тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (стимульный материал изложен в печатном варианте). При интерпретации результатов учитывается наибольшее значение по пяти типам поведения в конфликте, именно оно и будет определять конкретный тип.

Страницы: 1 2 3 4


Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками
Уточнение предмета педагогической психологии требует также определения ее места среди других наук, прежде всего установления ее отношений к педагогическим дисциплинам, к общей и возрастной психологии. По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая "заняла определенное место ме ...

Понятие памяти, виды и функции памяти:
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его п ...

Теория стигматизации
Сторонники теории стигматизации (от греч. stigmo - клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих инсти ...