Материалы » Классификация и применение социально-психологического тренинга » Классификация СПТ как одной из областей применения активных групповых методов

Классификация СПТ как одной из областей применения активных групповых методов
Страница 2

М. Лаккин [152] с учетом типа активности предлагает общий термин "переживающие группы", которые он подразделяет, исходя из целей активности, на терапевтические, тренинговые, encounter, развивающие, самопознавательные, сензитивный тренинг. М. Лаккин выходит за рамки психотерапии и разделяет терапевтическое воздействие и личностное развитие, как различные самостоятельные направления. При этом он обобщает терапевтические методы и, наоборот, детализирует методы развития личности.

В конце 70-х годов ХХ века К. Хок разработал классификацию, основанную на выделении главного действующего фактора:

1) суггестивные группы (гипноз, аутотренинг, релаксация);

2) информирующие (дидактические, дискуссионные, тематические, концентрация на участнике, лабораторный тренинг);

3) активирующие (учебные, спортивные, музыкальные, танцевальные, гимнастические, двигательные);

4) действующие (пантомимические, драматические, с использованием ролевой игры, марионетки и т.п.);

5) динамические (групповой анализ, психоаналитические, групповая психотерапия, динамическая групповая психотерапия, группы Балинта, сенситивный тренинг, тренинговые).

Иные критерии использует в своей классификации П. Петерсен, считающий, что нужно исходить из следующих трех категорий: лечебное средство, социальная форма группы, степень свободы терапевтического процесса. По первому критерию П. Петерсен выделяет:

1) терапию телом и тела (двигательные группы, пантомимические, ритмические, танцевальные, игровые, биоэнергетические и т.п.);

2) терапию искусством (живопись, рисунок, скульптура, музыка и т.п.);

3) социальную терапию (семейные группы, супружеские, терапевтическое сообщество и т.п.);

4) вербальную терапию (психотерапию): а) глубинную (клиент-центрированная психотерапия, психодрама, психоанализ); б) коммуникативную (сенситивный тренинг, групповая динамика); в) поведенческую; г) креативную (импровизация и инсценировка сказок, пьес и т.п.).

Применительно ко второму критерию - социальная форма (группы) - П. Петерсен анализирует отношения между группой и индивидом, кроме того, он учитывает, где приведены в действие лечебные силы, т.е. в группе или индивиде и на основе этого предлагает выделить:

1) терапию группой;

2) терапию в группе;

3) терапию группы.

Третий критерий - степень свободы группы - предполагает, что группа занимает определенное место на континууме, на одном конце которого - крайняя структуризация, на другом - полная импровизация активности участниками группы.

Ю.Н. Емельянов [30] предлагает условно объединить активные групповые методы в три основных блока:

дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);

игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие игры), ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);

сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

Дж. Кори [146] приводит классификацию моделей тренинговых групп созданную им на основе анализа теоретических и практических наработок в области групповых методов, направленных на развитие личности. В качестве основного критерия Кори использует цели тренинга.

Таблица 1.1 "Сравнительный обзор групповых целей".

Модель

Цели

1 Психоаналитические группы

Обеспечить такой климат, который помогает клиентам вновь испытать ранние взаимоотношения в семье. Вскрыть похороненные чувства, связанные с ранними событиями, которые сказываются на поведении в данное время. Облегчить инсайт в происхождении неправильного психологического развития и стимулировать коррекционный эмоциональный опыт.

2 Адлеровские группы

Создать терапевтические взаимоотношения, которые поощряют исследования посылок участников и основных жизненных предпосылок, и достичь более широкого понимания жизненных стилей. Помочь клиентам увидеть их силу и власть с тем, чтобы изменить их и поощрить к принятию полной ответственности за выбранный ими жизненный стиль и любые изменения, которые они хотят произвести.

3. Группы психодрамы

Облегчить выход сдерживаемых чувств, обеспечить инсайт и помочь клиенту в развитии новых и более эффективных актов поведения. Открыть неисследованные возможности для разрешения конфликтов и привести к использованию в жизни наиболее сильных своих сторон.

4. Экзистенциальные группы

Обеспечить условия, которые максимизируют самоосознание и уменьшают барьеры на пути к развитию. Помочь клиентам найти и использовать свободу выбора и дать им возможность принять на себя ответственность за эти выборы.

5. Группы, центрированные на человеке

Обеспечить безопасный климат, где члены группы могут исследовать полный набор своих чувств. Помочь членам группы в становлении более открытыми к новому опыту и к развитию уверенности в себе и своих собственных суждениях. Поощрить клиентов жить в настоящем. Развить открытость, честность и спонтанность. Дать клиентам возможность встречаться общаться с другими здесь и теперь и использовать группу как место для преодоления чувства отчужденности.

6. Гештальт-группы

Дать возможность членам группы более внимательно смотреть на то, что происходит вокруг них в каждый момент времени, с тем, чтобы они могли увидеть и интегрировать те аспекты самих себя, которые они не признавали раньше.

7. Группы трансактного анализа / ТА /

Помочь клиентам освободиться от сценариев и игр в их интеракциях. Побудить членов вновь рассмотреть свои ранние решения и принять новые, осознанные.

8. Группы

Бихевиористской терапии

Помочь членам группы устранить неприемлемые акты поведения и научиться новым и более эффективным поведенческим паттернам.

9. Группы рационально-эмотивной терапии

Научить членов группы тому, что они ответственны за свои проблемы и помочь им идентифицировать и отказаться от процесса самоиндоктринации, который поддерживает их проблемы. Устранить иррациональные и самопораженческие взгляды клиента на жизнь и заменить их более толерантными и рациональными.

10. Группы терапии реальностью

Дать членам возможность узнать и научиться реалистическому и ответственному поведению и развить идентификацию успеха. Помочь членам группы оценить их поведение, помочь членам группы составить план изменений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Образная память: методика и факторы влияющие на её развитие
«В» Образная (ассоциативная) память – формируется в результате взаимодействия отрицательных и положительных эмоций, где полученный опыт приобретает свой схематизм исполнения. Благодаря способности эмоций связывать между собой различные значения в ассоциативные цепочки, сознание приобрело способность создавать виртуальные представления и ...

Психоаналитически-ориентированная терапия
В качестве синонимов психоаналитически-ориентированной психотерапии в современной литературе используются такие понятия, как «психоаналитическая, психодинамическая психотерапия», "эксплоративная психотерапия". Она направлена на разрешение бессознательных конфликтов, появилась одной из первых. Психоанализ отличается от других ...

Связь между условием притязаний, самооценкой и профессиональными интересами
Анализ коэффициентов корреляций позволил выявить следующие факты (см. Приложение. Таблица 4). Для учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек – природа» свойственна меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Здоровье» (r= - 032 при a = 0,05). Учащимся, сделавшим выбор в пользу профессий ...