Кори, как мы видим, выделяет 10 моделей тренинговых групп, в которых применяются активные групповые методы.
Психоаналитическая работа концентрируется на влиянии прошлого как детерминанте текущего функционирования личности. Эта модель основывается на восьми стадиях развития человека Э. Эриксона и на фрейдистских стадиях психосексуального развития.
В системе А. Адлера подчеркиваются социальные детерминанты, а не биологические аспекты поведения, его направленность к цели, целевую природу. Такой социотелеологический подход подразумевает, что люди, прежде всего, создаются социумом, что они мотивированы социальными силами и стремятся достичь определенных целей. Прежде всего, важно стремление к значимости. Стремление к значимости связано с нашим базовым чувством неполноценности по сравнению с другими, что мотивирует нас стремиться к мастерству, превосходству, власти и, в конечном счете, к совершенству. Чувство неполноценности может, таким образом, быть источником творчества. Совершенство, а не удовлетворение является целью жизни.
Психодрама, разработанная Дж. Морено, является подходом групповой терапии, в которой клиент воплощает в действие или в драму прошлое, настоящее или ожидаемые ситуации и роли и пытается достичь более глубокого понимания и катарсиса. Значимые события проигрываются и воспроизводятся, чтобы помочь клиенту получить контакт с непризнанными, невыраженными чувствами, обеспечить канал для полного выражения этих чувств и поощрить новое поведение. По многим аспектам психодрама была предшественником многих других групповых подходов, включая гештальт, прямую встречу - обмен мнениями и некоторых подходов в группах с терапией поведения.
Экзистенциальные группы рассматривают каждого человека как уникального индивида и утверждают, что человеческие существа обладают способностью улучшать себя. Терапевтические взаимоотношения предназначены для усиления самосознания клиента и на том значении, которое он или она придают жизненному опыту. Основная посылка экзистенциально-гуманистического подхода состоит в том, что мы не являемся жертвами обстоятельств, поскольку в значительной степени мы есть то, что мы выбираем.
Группы, центрированные на человеке изначально были разработаны К. Роджерсом. Роджерс глубоко верит в способность группы развить свой собственный потенциал и потенциал ее членов. Эта вера приводит Роджерса к тому, что он отказывается от специфических целей для какой-то конкретной группы. Как он говорит, "группа будет развиваться, в этом я уверен, но будет слишком самоуверенным полагать, что я могу или, что я должен направлять это развитие по направлению к какой-то специфической цели". Условия для движения группы видятся Роджерсом как развитие принятия и доверия, когда члены группы могут показать свою собственную природу, которую они обычно скрывают и двигаться по направлению к новым видам поведения.
Гештальт-терапия имеет несколько важных целей. Одна из них - отбросить поддержку окружения и взять на вооружение самоподдержку. По словам одного из известных представителей гештальт-терапии Перла: "цель терапии состоит в том, чтобы не делать пациента независимым от других, но заставить пациента с самого начала увидеть, что он может сделать многое, значительно больше, чем он думает сам". Гештальт-терапия использует множество техник, предназначенных для усиления того, что члены группы испытывают в данный момент. Поощряется, чтобы человек сам стал конфликтом, или стал тем, что он чувствует, в противоположность простому разговору о конфликтах.
Группы трансактного анализа (ТА) являются интеракционной терапией, базирующейся на предположении, что мы принимаем текущие решения основываясь на предпосылках прошлого, предпосылках, которые когда-то соответствовали нашим насущным нуждам, но не являются таковыми сейчас. ТА выделяет три состояния эго, которые охватывают все различные проявления личности, - Родитель, Взрослый и Ребенок. В соответствии с ТА люди постоянно сменяют одно состояние на другое, и их поведение в любой момент соотносится с состоянием эго в этот момент.
Группы бихевиористской терапии не основаны на какой-то одной органической теории. Это индуктивный подход, основанный на научных экспериментах, в которых экспериментальный метод используется в терапевтическом процессе. К специфическим и уникальным характеристикам терапии поведения можно отнести:
Тренинг умений. Умение 1.
Ситуация 1.
Определите вид следующего суждения: «Эрмитаж расположен на Дворцовой площади, и каждый желающий может его посетить».
Решение:
№
Алгоритм
Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
1
Выделение простых суждений
А) Эрмитаж расположен на Дворцовой площади;
Б) каждый желающий может е ...
Младшие школьники с высокими способностями. Психология
способностей и одаренности
Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом определяется тем содержанием, которое вкладывается в эти понятия. Существует несколько определений этих понятий. Например, В.В. Давыдов и А.В. Запорожец под термином «одаренность» подразумевают единство общих моментов способностей, обусловливающее диапазон интеллектуальных во ...
Индивидуальность, как вершина развития личности
При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельност ...
Разделы