К целям второго уровня относят конкретные цели, поставленные исследователями перед той или иной разновидностью групп:
1) более полное осознание своего собственного поведения и его значения в социальном контексте, связываемое с получением сведений относительно того, как другие воспринимают поведение каждого;
2) большая чувствительность к поведению других, связанная, во-первых, с восприятием более полного ряда коммуникативные стимулов, получаемых от других (интонаций голоса, выражений лица, позы тела и прочих контекстуальных факторов. дополняющих слова), и, во-вторых, со способностью делать точные выводы об эмоциональном состоянии другого человека;
3) понимание процессов, облегчающих или тормозящих групповое и межгрупповое функционирование;
4) усовершенствование диагностических навыков (в области межличностных и межгрупповых отношений);
5) приобретение навыков активного вмешательства (на действенном уровне) в интер- и интрагрупповые ситуации с целью достижения большей удовлетворенности членов группы, большей эффективности;
6) развитие способности постоянно анализировать свое поведение в системе межличностных отношений с целью их оптимизации". [104, 112].
Чаще всего можно встретить описания целей, относящихся ко второму уровню. В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева называются такие цели социально-психологического тренинга как:
приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения;
формирование умений и навыков в сфере общения;
коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;
коррекция и развитие системы отношений личности [38, 139].
М. Мейгас в статье "Проблемы измерения психологического эффекта социально-психологического тренинга" в определении СПТ акцентирует специфику методов воздействия на аудиторию: "СПТ - это один из методов ускоренного целевого обучения в группе. Интенсивное усвоение достигается благодаря сильному эмоциональному подкреплению и усиленной обратной связи" [76, 21]. Мейгас выделяет задачу ускоренного целевого обучения, что на наш взгляд не охватывает всего спектра возможностей СПТ, пересекающихся не только с областью обучения, но и психотерапии и психокорекцией.
В целом, "…в западной методологии обучения общению при разнообразии конкретных методов сложились два основных подхода: поведенческий, ориентированный на тренинг коммуникативных умений и эффективности в группе, и личностно-развивающий, направленный на изменение личности обучаемого с помощью преобразующего воздействия тренинговой группы" [89, 62].
Перечни целей СПТ чаще всего не подразумевают, что каждая группа тренинга реализует весь этот набор задач. Различие в акцентах на отдельных задачах выступает одним из оснований вариативности групп. Главный водораздел при этом проходит между Т-группами, преимущественно ориентированными на совершенствование умений в области "человеческих отношений", и "группами встреч", нацеленными на "рост личности", понимаемый в традициях гуманистической психологии.
Весьма интересную классификацию СПТ приводит К. Миккин в работе "Три типа социально-психологического тренинга" [78]. Критериями в его классификации являются не только задачи, которые преследуются тренинговой программой, но и мотивация участников, а также специфика формы организации тренинга.
Миккин выделяет 3 типа СПТ: любительский, институциализированный и психокоррекционный. Дадим кратко характеристику каждому из них.
Любительский тренинг.
Инициатором тренинга является тренер - энтузиаст. Тренер сам формирует спрос на тренинг и все доходы получает непосредственно от клиентов. Главная задача любительского тренинга - повышение мотивации тренируемых. Это заставляет тренера в своих действиях ориентироваться на кратковременный внешний эффект, на яркие положительные эмоциональные переживания. В основе мотивации к участию в тренинге лежит любопытство и энтузиазм.
Пониженная ответственность за результаты тренинга создает опасность нанесения ущерба тренируемым без последствий для самого тренера. Этот тип - основной источник угрозы компрометации СПТ.
Умение 4
Ситуация 1.
Закончите следующий силлогизм и дайте его логическую формулу, определите вид заключения и фигуру силлогизма.
Все металлы электропроводны.
Некоторые тела не электропроводны.
Решение:
№
Алгоритм
Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
1
Выделение среднего термина и определение фи ...
Методика № 2 «Опросник нервно-психического напряжения (Немчин)»
Инструкция: «Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком «плюсом» те строки, содержание которых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время».
Обработка данных:
За отметку плюс, поставленную испытуемый напротив ответа «а» ставится 1 балл, напротив «в» - 2 балла, а напротив «в» - 3 балла.
Минимальное ко ...
Воображение как деятельность синтеза. Способы синтезирования в создании
образов воображения.
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация е ...
Разделы