Материалы » Классификация и применение социально-психологического тренинга » Классификация СПТ как одной из областей применения активных групповых методов

Классификация СПТ как одной из областей применения активных групповых методов
Страница 5

К целям второго уровня относят конкретные цели, поставленные исследователями перед той или иной разновидностью групп:

1) более полное осознание своего собственного поведения и его значения в социальном контексте, связываемое с получением сведений относительно того, как другие воспринимают поведение каждого;

2) большая чувствительность к поведению других, связанная, во-первых, с восприятием более полного ряда коммуникативные стимулов, получаемых от других (интонаций голоса, выражений лица, позы тела и прочих контекстуальных факторов. дополняющих слова), и, во-вторых, со способностью делать точные выводы об эмоциональном состоянии другого человека;

3) понимание процессов, облегчающих или тормозящих групповое и межгрупповое функционирование;

4) усовершенствование диагностических навыков (в области межличностных и межгрупповых отношений);

5) приобретение навыков активного вмешательства (на действенном уровне) в интер- и интрагрупповые ситуации с целью достижения большей удовлетворенности членов группы, большей эффективности;

6) развитие способности постоянно анализировать свое поведение в системе межличностных отношений с целью их оптимизации". [104, 112].

Чаще всего можно встретить описания целей, относящихся ко второму уровню. В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева называются такие цели социально-психологического тренинга как:

приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения;

формирование умений и навыков в сфере общения;

коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;

развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;

коррекция и развитие системы отношений личности [38, 139].

М. Мейгас в статье "Проблемы измерения психологического эффекта социально-психологического тренинга" в определении СПТ акцентирует специфику методов воздействия на аудиторию: "СПТ - это один из методов ускоренного целевого обучения в группе. Интенсивное усвоение достигается благодаря сильному эмоциональному подкреплению и усиленной обратной связи" [76, 21]. Мейгас выделяет задачу ускоренного целевого обучения, что на наш взгляд не охватывает всего спектра возможностей СПТ, пересекающихся не только с областью обучения, но и психотерапии и психокорекцией.

В целом, "…в западной методологии обучения общению при разнообразии конкретных методов сложились два основных подхода: поведенческий, ориентированный на тренинг коммуникативных умений и эффективности в группе, и личностно-развивающий, направленный на изменение личности обучаемого с помощью преобразующего воздействия тренинговой группы" [89, 62].

Перечни целей СПТ чаще всего не подразумевают, что каждая группа тренинга реализует весь этот набор задач. Различие в акцентах на отдельных задачах выступает одним из оснований вариативности групп. Главный водораздел при этом проходит между Т-группами, преимущественно ориентированными на совершенствование умений в области "человеческих отношений", и "группами встреч", нацеленными на "рост личности", понимаемый в традициях гуманистической психологии.

Весьма интересную классификацию СПТ приводит К. Миккин в работе "Три типа социально-психологического тренинга" [78]. Критериями в его классификации являются не только задачи, которые преследуются тренинговой программой, но и мотивация участников, а также специфика формы организации тренинга.

Миккин выделяет 3 типа СПТ: любительский, институциализированный и психокоррекционный. Дадим кратко характеристику каждому из них.

Любительский тренинг.

Инициатором тренинга является тренер - энтузиаст. Тренер сам формирует спрос на тренинг и все доходы получает непосредственно от клиентов. Главная задача любительского тренинга - повышение мотивации тренируемых. Это заставляет тренера в своих действиях ориентироваться на кратковременный внешний эффект, на яркие положительные эмоциональные переживания. В основе мотивации к участию в тренинге лежит любопытство и энтузиазм.

Пониженная ответственность за результаты тренинга создает опасность нанесения ущерба тренируемым без последствий для самого тренера. Этот тип - основной источник угрозы компрометации СПТ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Методики исследования
В ходе экспериментального исследования у спортсменов и лиц, не зани­мающихся спортом изучались три блока психологических показателей: - характеристики самооценки личности; - свойства личности; - характеристики адаптированности к деятельности. В связи с тем, что многие из методик являются широко известными, в приложения были помещены ...

Эмпирическое исследование основных мотивов приобретения молодёжью высшего образования. Цель, задачи, методы исследования
Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению основных мотивов приобретения молодёжью высшего образования. Объектомисследования являлась учебно-профессиональная деятельность молодёжи. Предметомисследования выступали мотивы приобретения молодёжью высшего образования. Цель исследования: изучить основные мотивы поступлен ...

Изобразительные жесты
А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: "Что такое винтовая лестница и рябь на воде?" В ответ услышите: "Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь . (волнообразное движение рукой по горизонтали)". Задайте ...