К целям второго уровня относят конкретные цели, поставленные исследователями перед той или иной разновидностью групп:
1) более полное осознание своего собственного поведения и его значения в социальном контексте, связываемое с получением сведений относительно того, как другие воспринимают поведение каждого;
2) большая чувствительность к поведению других, связанная, во-первых, с восприятием более полного ряда коммуникативные стимулов, получаемых от других (интонаций голоса, выражений лица, позы тела и прочих контекстуальных факторов. дополняющих слова), и, во-вторых, со способностью делать точные выводы об эмоциональном состоянии другого человека;
3) понимание процессов, облегчающих или тормозящих групповое и межгрупповое функционирование;
4) усовершенствование диагностических навыков (в области межличностных и межгрупповых отношений);
5) приобретение навыков активного вмешательства (на действенном уровне) в интер- и интрагрупповые ситуации с целью достижения большей удовлетворенности членов группы, большей эффективности;
6) развитие способности постоянно анализировать свое поведение в системе межличностных отношений с целью их оптимизации". [104, 112].
Чаще всего можно встретить описания целей, относящихся ко второму уровню. В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева называются такие цели социально-психологического тренинга как:
приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения;
формирование умений и навыков в сфере общения;
коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;
коррекция и развитие системы отношений личности [38, 139].
М. Мейгас в статье "Проблемы измерения психологического эффекта социально-психологического тренинга" в определении СПТ акцентирует специфику методов воздействия на аудиторию: "СПТ - это один из методов ускоренного целевого обучения в группе. Интенсивное усвоение достигается благодаря сильному эмоциональному подкреплению и усиленной обратной связи" [76, 21]. Мейгас выделяет задачу ускоренного целевого обучения, что на наш взгляд не охватывает всего спектра возможностей СПТ, пересекающихся не только с областью обучения, но и психотерапии и психокорекцией.
В целом, "…в западной методологии обучения общению при разнообразии конкретных методов сложились два основных подхода: поведенческий, ориентированный на тренинг коммуникативных умений и эффективности в группе, и личностно-развивающий, направленный на изменение личности обучаемого с помощью преобразующего воздействия тренинговой группы" [89, 62].
Перечни целей СПТ чаще всего не подразумевают, что каждая группа тренинга реализует весь этот набор задач. Различие в акцентах на отдельных задачах выступает одним из оснований вариативности групп. Главный водораздел при этом проходит между Т-группами, преимущественно ориентированными на совершенствование умений в области "человеческих отношений", и "группами встреч", нацеленными на "рост личности", понимаемый в традициях гуманистической психологии.
Весьма интересную классификацию СПТ приводит К. Миккин в работе "Три типа социально-психологического тренинга" [78]. Критериями в его классификации являются не только задачи, которые преследуются тренинговой программой, но и мотивация участников, а также специфика формы организации тренинга.
Миккин выделяет 3 типа СПТ: любительский, институциализированный и психокоррекционный. Дадим кратко характеристику каждому из них.
Любительский тренинг.
Инициатором тренинга является тренер - энтузиаст. Тренер сам формирует спрос на тренинг и все доходы получает непосредственно от клиентов. Главная задача любительского тренинга - повышение мотивации тренируемых. Это заставляет тренера в своих действиях ориентироваться на кратковременный внешний эффект, на яркие положительные эмоциональные переживания. В основе мотивации к участию в тренинге лежит любопытство и энтузиазм.
Пониженная ответственность за результаты тренинга создает опасность нанесения ущерба тренируемым без последствий для самого тренера. Этот тип - основной источник угрозы компрометации СПТ.
Выводы
Гипотеза подтвердилась. Существует взаимосвязь доминирующего стиля управления руководителя и социально-психологического климата в коллективе.
На предприятии, где руководитель с демократическим стилем управления, присутствует благоприятный социально-психологический климат, который способствует доверию членов организации друг к другу, до ...
Создание экспресс-методики и проверка ее на надежность и валидность
В методике КОС содержится по 20 вопросов для организаторских и способностей соответственно[14]. Для создания экспресс методики нами были отобраны 20 вопросов направленные на изучение коммуникативных способностей. Среди них отобрано 14 вопросов наиболее подходящих для решения данной задачи. 7 прямых вопросов и 7 обратных.
Инструкция к м ...
Межличностные отношения и отношение к совместной
деятельности как показатели психологического климата классного коллектива
Центральными моментами анализа отношений в классном коллективе являются:
1) Анализ отношений детей к совместной деятельности в классе;
2) Анализ взаимоотношений (отношений детей друг к другу).
Отношение к делу, к совместной деятельности сказывается на зрелости коллектива и проявляется во взаимоотношениях. Строго говоря, коллективом м ...



Разделы