Материалы » Классификация и применение социально-психологического тренинга » Классификация СПТ как одной из областей применения активных групповых методов

Классификация СПТ как одной из областей применения активных групповых методов
Страница 6

Институциализированный тренинг.

Здесь труд тренера вознаграждается извне. Чаще всего это какая-либо организация, заинтересованная в результатах тренинга. Таким образом организация может предъявлять тренеру ряд требований. Мотивация участников в этом типе тренинга весьма низкая, так как часто их направляет на тренинг организация. Отсутствует важный мотивирующий фактор - участник не платит за тренинг.

Так как людей направляет организация, а не набирает тренер, то в группе могут оказаться люди, психологически несовместимые с тренером, что создает дополнительные проблемы. Таким образом, здесь важна предварительная работа организации над условиями для проведения тренинга.

Цели институциализированного тренинга формируются в результате компромисса между организацией и тренером. Человек в этом тренинге анализируется с точки зрения его роли в организации.

Психокоррекционный тренинг.

Тренер не может навязать коррекцию личности человеку, который еще не осознал необходимость в этом. Поэтому непременным условием психокоррекционного тренинга является добровольность участия в нем [78, 15].

Группы формируются тренером. Они относительно гомогенны по психологическим признакам и разнородны по социальным.

В данном виде СПТ цели задает тренируемый. Цель тренера - сформулировать их и подобрать из своего арсенала методы для максимального удовлетворения запросов тренируемого [78, 10].

Классификация Миккина, на наш взгляд, содержит структурную ошибку. Первые два вида СПТ выделены по критерию формы организации тренинга, а уже потом охарактеризованы по оставшимся двум основаниям. Третий тип СПТ - психокоррекционный выделен по критерию цели, а остальные критерии используются как сопутствующие. Но несмотря на эту ошибку классификация Миккина заслуживает внимания, так как одна из немногих затрагивает такие немаловажные факторы как форма организации работы тренинговой группы, который включает в себя принципы формирования группы, и мотивы участия в тренинге. Об этих факторах часто забывают при работе с активными групповыми методами вне области психотерапии.

Классификации СПТ проводятся разными авторами по различным основаниям, что позволяет сделать вывод о множественности форм и направлений развития этой области практической психологии. Единой классификации по нескольким критериям, к сожалению, еще не существует. Ю.М. Жуков рассуждая о специфике коммуникативного тренинга, указывает, что в разные периоды попытки выделить те или иные классы тренингов приводили к противопоставлению "тренинга конкретных умений" и "тренинга личностного роста", "универсализирующих" и "специализирующих" тренингов, "дидактических" и "интерактивных" тренингов. В современных условиях, по мнению Жукова, стал господствовать прагматический принцип использования всего того, что "хорошо работает", прежнее противостояние школ и подходов "интериоризировалось" и превратилось в источник внутренних противоречий, заложенных в почти каждой конкретной тренинговой программе [35].

Исходя из указанных проблем классификации уже существующих СПТ, мы примем за более полезный с точки зрения развития теории тренинга и практического его применения принцип классификации будущих социально-психологических тренингов, тех которые находятся на стадии разработки и внедрения.

Как наиболее значительные выделим следующие критерии:

цели, которые ставятся перед СПТ;

направленность изменений;

форма организации тренинга.

Можно представить классификационную модель видов СПТ как трехмерную матрицу, осями которой являются: цели тренинга, направленность изменений и форма организации тренинга.

Рис.2 "Классификационная матрица СПТ".

Цели разделены на 3 типа:

групповая психотерапия,

развитие сферы знаний и навыков (обучение),

изменение личностных диспозиций через новый опыт.

По оси "направленность изменений" выделяем два вида направленности воздействия:

повышение эффективности человеческих отношений,

рост личности.

Ось "организационная форма" представлена двумя формами:

любительский,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Приложения
Приложение 1 Тест Тимоти Лири Техника проведения: Данный опросник может быть применен для изучения психологической совместимости двух и более людей, анализ причин конфликтов, взаимных уступок, предпочтений, ожиданий. Испытуемый отвечает на опросник несколько раз с другими инструкциями, например: «Я», «Идеальное «Я», «Моя жена», «Мой ...

Вспомогательные методы психологии
Кроме основных методов исследования – наблюдения и эксперимента, - в детской психологии применяются вспомогательные методы. Вспомогательными их называют потому, что они либо применяются в дополнение к наблюдению к эксперименту, либо пригодны только для изучения каких-либо частных сторон детского развития, либо, важны только для разрешен ...

Природа детской одаренности
а) Структура одаренности Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого по ...