Институциализированный тренинг.
Здесь труд тренера вознаграждается извне. Чаще всего это какая-либо организация, заинтересованная в результатах тренинга. Таким образом организация может предъявлять тренеру ряд требований. Мотивация участников в этом типе тренинга весьма низкая, так как часто их направляет на тренинг организация. Отсутствует важный мотивирующий фактор - участник не платит за тренинг.
Так как людей направляет организация, а не набирает тренер, то в группе могут оказаться люди, психологически несовместимые с тренером, что создает дополнительные проблемы. Таким образом, здесь важна предварительная работа организации над условиями для проведения тренинга.
Цели институциализированного тренинга формируются в результате компромисса между организацией и тренером. Человек в этом тренинге анализируется с точки зрения его роли в организации.
Психокоррекционный тренинг.
Тренер не может навязать коррекцию личности человеку, который еще не осознал необходимость в этом. Поэтому непременным условием психокоррекционного тренинга является добровольность участия в нем [78, 15].
Группы формируются тренером. Они относительно гомогенны по психологическим признакам и разнородны по социальным.
В данном виде СПТ цели задает тренируемый. Цель тренера - сформулировать их и подобрать из своего арсенала методы для максимального удовлетворения запросов тренируемого [78, 10].
Классификация Миккина, на наш взгляд, содержит структурную ошибку. Первые два вида СПТ выделены по критерию формы организации тренинга, а уже потом охарактеризованы по оставшимся двум основаниям. Третий тип СПТ - психокоррекционный выделен по критерию цели, а остальные критерии используются как сопутствующие. Но несмотря на эту ошибку классификация Миккина заслуживает внимания, так как одна из немногих затрагивает такие немаловажные факторы как форма организации работы тренинговой группы, который включает в себя принципы формирования группы, и мотивы участия в тренинге. Об этих факторах часто забывают при работе с активными групповыми методами вне области психотерапии.
Классификации СПТ проводятся разными авторами по различным основаниям, что позволяет сделать вывод о множественности форм и направлений развития этой области практической психологии. Единой классификации по нескольким критериям, к сожалению, еще не существует. Ю.М. Жуков рассуждая о специфике коммуникативного тренинга, указывает, что в разные периоды попытки выделить те или иные классы тренингов приводили к противопоставлению "тренинга конкретных умений" и "тренинга личностного роста", "универсализирующих" и "специализирующих" тренингов, "дидактических" и "интерактивных" тренингов. В современных условиях, по мнению Жукова, стал господствовать прагматический принцип использования всего того, что "хорошо работает", прежнее противостояние школ и подходов "интериоризировалось" и превратилось в источник внутренних противоречий, заложенных в почти каждой конкретной тренинговой программе [35].
Исходя из указанных проблем классификации уже существующих СПТ, мы примем за более полезный с точки зрения развития теории тренинга и практического его применения принцип классификации будущих социально-психологических тренингов, тех которые находятся на стадии разработки и внедрения.
Как наиболее значительные выделим следующие критерии:
цели, которые ставятся перед СПТ;
направленность изменений;
форма организации тренинга.
Можно представить классификационную модель видов СПТ как трехмерную матрицу, осями которой являются: цели тренинга, направленность изменений и форма организации тренинга.
Рис.2 "Классификационная матрица СПТ".
Цели разделены на 3 типа:
групповая психотерапия,
развитие сферы знаний и навыков (обучение),
изменение личностных диспозиций через новый опыт.
По оси "направленность изменений" выделяем два вида направленности воздействия:
повышение эффективности человеческих отношений,
рост личности.
Ось "организационная форма" представлена двумя формами:
любительский,
Младшие школьники с высокими способностями. Психология
способностей и одаренности
Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом определяется тем содержанием, которое вкладывается в эти понятия. Существует несколько определений этих понятий. Например, В.В. Давыдов и А.В. Запорожец под термином «одаренность» подразумевают единство общих моментов способностей, обусловливающее диапазон интеллектуальных во ...
Объектные и субъектные свойства человека индивида
Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо‑исторических датах, событийной представленности. Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения, внутренней жизни и события впечатления. К событиям вне ...
Интеллектуальные девианты
Умственно отсталые и одаренные люди представляют нижний и верхний края распределения интеллекта. Поскольку это распределение является непрерывным, между этими группами и статистической нормой нет четких границ. На основе выполнения теста интеллекта умственная отсталость обычно отождествляется с IQ ниже 70, представленного примерно 2 - 3 ...
Разделы