Материалы » Выявление психологических механизмов агрессии в поведении подростков и условий ее преодоления » Подростковая агрессивность как психологическая закономерность и как социальный феномен

Подростковая агрессивность как психологическая закономерность и как социальный феномен
Страница 2

Вывод напрашивается сам собой: существуют социальные механизмы, позволяющие контролировать степень агрессивности подростков. И именно этой точки зрения придерживаются другие исследователи, отдающие предпочтение социальным факторам развития агрессивности, акцентирующие внимание на внешних (социальных) причинах агрессии. Такой взгляд на причины агрессии наиболее продуктивен. Ну не решать же все подобные проблемы медикаментозными средствами, пытаясь обуздать «гормональный взрыв».

Не следует забывать и о роли наследственного фактора в формировании агрессивного поведения людей, которые обладают аналогичными биологическими характеристиками, ведут себя сходным образом. То есть, если люди, имеющие одинаковые гены, проявляют и одинаковые особенности в поведении, можно считать подобное поведение наследственным. Более того, любая характерная черта, имеющая наследственный характер, наиболее ярко будет проявляться у ближайших родственников: например, у близнецов будут более схожие наследственные характеристики, нежели у двоюродных братьев и сестёр [3, с. 227].

Для того чтобы раскрыть социогенный характер детской агрессии, приведу пример негативного влияния средств массовой информации. Кровь, грязь, жестокие убийства, разборки, драки – всё это в изобилии выплёскивается на телезрителя ежедневно. Причём телевидение часто приукрашивает и эстетизирует насилие, создавая привлекательные образы суперменов, способных решить любой вопрос.

Согласно теории социального научения, переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия (происходящие как на экране, так и в реальной жизни), ведут к возбуждению агрессии. Зритель, особенно ребёнок, склонен совершать те же самые действия, что и лицо, за которым он наблюдает. В частности, ожидание или сам просмотр сцен насилия может увеличивать степень агрессивности. Немаловажно и то, что у зрителей развивается привыкание ко всякого рода агрессивным проявлениям на экране, что в свою очередь способствует увеличению «стрессового допинга». Кстати, зрители с высоким уровнем агрессивности больше интересуются видеонасилием, в то время как малоагрессивные, просматривая такие фильмы, не концентрируются на сценах подстрекательства и ответного насилия.

Также настораживает и тот факт, что, согласно статистике, дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, не только больше смотрят телевизионные передачи, но и выбирают именно те, в которых присутствует насилие, а их любимые телегерои – люди, проявляющие враждебность и агрессию. Причём у подростков создаётся иллюзия, что если телегерои на экране сумели насилием решить вопрос, то и у них получится тоже. Не трудно догадаться, что произойдёт, если некоторые дети позаимствуют с телеэкранов такое представление о жизни .

Что можно сделать в этом случае? Только уменьшить количество сцен насилия в кино и на телевидении. Но, согласиться нужно с тем, что этот способ решения вопроса несколько наивен. Неужели возможно, чтобы СМИ перестали интересоваться своим рейтингом (другими словами, деньгами)? Кроме того, уже сформировано и взлелеяно целое поколение на рекламе и боевиках, которому уже больше ничего и не нужно.

Всё это, конечно же, верно – СМИ оказывают очень большое влияние на детей и формируют не только их общественное мнение, но и общественное сознание. Но стоит ли сидеть сложа руки к ждать, когда изменится политика средств массовой информации, создающих «общественный ветер»? Разве будет разумно безраздельно доверить воспитание наших детей телевизору или компьютеру? Конечно же нет!

Необходимость противостоять стихийному развитию агрессивного поведения подростков состоит в том, что:

Во-первых, чёткое представление родителей и учителей о возрастных особенностях проявления агрессии, во-вторых, знание типичных ошибок при работе с этим явлением, в-третьих, умение выявлять первые симптомы агрессивности и правильно реагировать на них, т.е. использовать психологические механизмы контроля агрессии. Таким образом, сложившуюся ситуацию можно исправить, повышая грамотность взрослых, занимающихся воспитанием детей. В этом случае независимо от причин, вызвавших агрессивное поведение, будет проведена грамотная работа с этим сложным психологическим явлением.

Страницы: 1 2 3 4


Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости
Психология умственно отсталого ребенка в нашей стране оформилась как самостоятельная ветвь психологической науки всего несколько десятилетий тому назад. До этого времени изучение особенностей психики умственно отсталых детей осуществлялось преимущественно представителями медицинской науки. За короткий срок она накопила довольно значител ...

Этиология, механизмы развития СДВГ. Клинические признаки СДВГ. Психологические особенности детей с СДВГ. Лечение и коррекция СДВГ. Этиология СДВГ
Накопленный исследователями опыт говорит не только об отсутствии единого названия для данного патологического синдрома, но и об отсутствии единого мнения о факторах, ведущих к возникновению синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Анализ доступных источников информации позволяет выделить ряд причин возникновения синдрома СДВГ. Одн ...

Возрастные стадии психического развития человека с позиции А.Н. Леонтьева
Существует весьма большое количество подходов к проблеме развития психики человека. А.Н.Леонтьев выделяет семь стадий развития психики человека: новорожденность и младенчество (ранний младенческий возраст и поздний младенческий возраст), ранний возраст (преддошкольный возраст), дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый ...