Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Психологическая обусловленность самооценки спортсменов

Психологическая обусловленность самооценки спортсменов
Страница 1

Особенности взаимозависимостей показателей самооценки и свойств личности спортсменов свидетельствуют о силе воздействия спортивной дея­тельности на формирование личности. Кроме того, они раскрывают психоло­гические возможности изменения самооценки спортсмена, сопряжённые с развитием некоторых личностных свойств. Достоверными у спортсменов ока­зались 36 связей показателей самооценки и личностных свойств: 2 из них дос­товерны на 99,9%, 14 - на 99% и 20 - на 95% уровне значимости. А у студен­тов, не занимающихся спортом, выявлено 24 зависимости. 1 из них достигла высшего (99,9%) уровня достоверности, 3 - 99% и 20 — 95% уровня достовер­ности. Очевидно, что степень интегрированность показателей самооценки и свойств личности у спортсменов выше, что свидетельствует о большей цель­ности их личности.

В наименьшей степени с характеристиками самооценки оказались свя­заны свойства интеллекта. Так, у спортсменов выявлена одна положительная связь показателя когнитивного стиля широты категоризации и уровня выраженности самооценки (из 16 возможных). Зато эта связь достоверна на уровне 99,9% (р = 0,58). У студентов, не связанных со спортом, показатели интеллек­та и самооценки вовсе не связаны. Таким образом, расположенность спорт­сменов к выбору высоких стандартов в оценке явлений связана с высокой оцен­кой себя.

Наибольшее количество корреляций уровня самооценки у спортсменов обнаружено с показателями ценностных ориентации: 17, причём 6 достигли 99% уровня достоверности. А у не спортсменов — с показателями эмоциональ­ной сферы личности: 7 связей, 2 из которых достоверны на 99% уровне значи­мости. Таким образом, самооценка людей, занимающихся спортом, основана не на чувствах и переживаниях, а на личностных смыслах. Очевидно, что ко­личество, теснота и специфика связей у спортсменов свидетельствуют о большей степени психологической обусловленности их самооценки и высоком уровне личностной зрелости.

В таблице 11 представлены сведения о достоверных взаимосвязях ха­рактеристик самооценки и ценностных ориентации у спортсменов. Таких свя­зей обнаружено 17, при чём 6 из них достигли 99% уровня достоверности. У испытуемых, не занимающихся спортом (таблица- 12), выявлено всего 7 свя­зей показателей самооценки и ценностных ориентации и все они не выше 95% уровня достоверности. Система ценностных ориентации личности является важным фактором развития самооценки, так как имеет множественные взаимо­зависимости со всеми её показателями. Однако у спортсменов эти зависимости проявляются более чётко и глубоко. Значит, спортивная деятельность оказывает серьёзное воздействие на систему личностных смыслов человека и повышает интегрированность характеристик самооценки и ценностных ориентации.

Показатели ценностных ориентации у спортсменов имеют наибольшее количество связей с со степенью дифференцированности самооценки. Их 9, 6 из них достоверны на 99% уровне значимости. Все взаимосвязи отрицатель­ные. У не спортсменов (таблица- 12) имеется только 1 (тоже отрицательная) связь дифференцированности самооценки и ценностной ориентации на рели­гию (р < 0,05).

Таблица 11

Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и ценностных ориентации спортсменов

(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)

Показатели ценностных ориентации:

Характеристики самооценки

Уровень

Адекватность

Дифференц-ть

Духовная культура

0,30

Известность

-0,28

Демократия в обществе

0,32

Служение людям

0,41

Чувственные удовольствия

-0,28

Внешняя привлекательность

-0,42

Общественная деятельность

-0,41

Нравственные качества

-0,28

Общение, контакты

0,29

-0,36

Интересная работа

-0,28

Власть, доминирование

-0,41

Религия

-0,30

-0,38

Безопасность, защищённость

-0,33

-0,29

Здоровье

0,35

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Q – критерий Розенбаума
Назначение критерия Критерий используется для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В каждой из выборок должно быть не менее 11 испытуемых. Описание критерия Это очень простой непараметрический критерий, который позволяет быстро оценить различия между двумя выборками по каком ...

Понятие о методах психологии. Основные методы психологии
Основу любой науки составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, выясняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета – от того, что она изучает. Методы детской психологии – это способы выяснения фактов, характеризующих развитие ребенка. Основными методами как общей, так и детс ...

Социализация в дошкольном учреждении
На микросоциальном уровне (на уровне социальных влияний семьи, группы сверстников, общения в воспитательных учреждениях и школе) в качестве субъекта и объекта социализации проявляют себя традиционные персонажи педагогического процесса — воспитатель и воспитанник. Воспитатель — сакраментальный субъект педагогического процесса, носитель ...