В таблицах - 13 и 14 представлены сведения о корреляционных связях показателей мотивационной сферы личности и самооценки у студентов — спортсменов и не спортсменов соответственно.
Таблица 13
Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и мотивационной сферы личности спортсменов
(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)
Показатели мотивационной сферы: |
Характеристики самооценки | ||
Уровень |
Адекватность |
Дифференц-ть | |
Уровень притязаний |
0,41 . |
-0,28 | |
Мотивация успеха |
0,28 | ||
Направленность на задачу |
0,33 |
Существует общая для спортсменов и студентов, не занимающихся спортом тенденция взаимовлияния показателей мотивационной сферы личности и самооценки. Выявлено, что высокому уровню притязаний соответствует высокая недифференцированная самооценка. Иными словами, человек, ставящий для себя высокую планку достижений, позитивно оценивает себя по множеству критериев, в различных сферах (и умный, и красивый, и здоровый). Особенностью является снижение тесноты связи показателей уровня самооценки и притязаний у спортсменов (р < 0,01), сравнительно с не спортсменами (р < 0,001). Это обусловлено тем, что в спортивных соревнованиях (по месту, которое занял спортсмен) всегда выявляется адекватность уровня притязаний человека. Взаимосвязи показателей мотивационной сферы личности и самооценки (таблица - 13) свидетельствуют о наличии позитивных специфических тенденций у спортсменов.
Во-первых, у спортсменов мотивация успеха (р < 0,05) сопутствует повышению позитивности самооценки. А у не спортсменов (таблица - 5) подобная связь отсутствует. То есть, мотивация к достижению успеха, которая у спортсменов более выражена, способствует формированию положительной оценки себя. Видимо спортивная деятельность, с её направленностью на победу, обуславливает эту черту самооценки спортсменов. У испытуемых, не связанных со спортом, этот ресурс повышения самооценки не задействован.
Таблица 14
Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и мотивационной сферы личности не спортсменов
(п = 40; р = 0,30 при р < 0,05; р = 0,39 при р < 0,01; р = 0,45 при р < 0,001)
Показатели мотивационной сферы: |
Характеристики самооценки | ||
Уровень |
Адекватность |
Дифференц-ть | |
Уровень притязаний |
0,61 |
-0,30 | |
Направленность на других |
-0,31 |
0,35 |
0,31 |
Во-вторых, направленность спортсменов на задачу связана с повышением адекватности самооценки (р < 0,05). При этом неизменными остаются уровень и позитивность самооценки. И эта тенденция так же является положительной, поскольку свидетельствует о резервах повышения адекватности самооценки спортсменов. В то время как у не спортсменов этот ресурс отсутствует, поскольку ориентация на успешность в сфере делового взаимодействия не влияет на адекватность их самооценки. Более того, их самооценка снижается в связи с ориентацией на других (р < 0,05) и при этом возрастает её адекватность и дифференцированность (р < 0,05). Подобные связи свидетельствуют о том, что общение с людьми является для не спортсменов травмирующим фактором. Ориентация на других людей делает их самооценку более негативной, хотя адекватной и дифференцированной.
Обобщая, необходимо заметить, что мотивационная сфера и самооценка спортсменов характеризуется наличием более позитивных тенденций, чем у не спортсменов.
Особенности взаимосвязей показателей самооценки и волевых качеств личности спортсменов представлены в таблице - 15.
Таблица 15
Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и волевых качеств личности спортсменов
Телевизионная аддикция
Зависимость от телевидения. все свободное время человек проводит перед телевизором (включает его почти сразу же, как пришел домой); телевизор сопровождает все аспекты жизнедеятельности (работает даже в то время, когда человек занят чем-то другим: едой, работой и тому подобное);ситуации невозможности смотреть телевизор (например, в случа ...
Психологическая педагогика как наука. Исторические
аспекты педагогической психологии
В развитии и становлении психологической педагогики как науки можно выделить три этапа. Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим. Второй - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагог ...
Функции воображения. Роль воображения в построении образа и программа
поведения в проблемной ситуации.
В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций.
Первая из них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения. Так, инженер придумывая новую машину, сначала создаёт её в своём воображении и только зате ...
Разделы