Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Психологическая обусловленность самооценки спортсменов

Психологическая обусловленность самооценки спортсменов
Страница 3

В таблицах - 13 и 14 представлены сведения о корреляционных связях показателей мотивационной сферы личности и самооценки у студентов — спортсменов и не спортсменов соответственно.

Таблица 13

Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и мотивационной сферы личности спортсменов

(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)

Показатели мотивационной сферы:

Характеристики самооценки

Уровень

Адекватность

Дифференц-ть

Уровень притязаний

0,41 .

-0,28

Мотивация успеха

0,28

Направленность на задачу

0,33

Существует общая для спортсменов и студентов, не занимающихся спортом тенденция взаимовлияния показателей мотивационной сферы лично­сти и самооценки. Выявлено, что высокому уровню притязаний соответствует высокая недифференцированная самооценка. Иными словами, человек, ставя­щий для себя высокую планку достижений, позитивно оценивает себя по множеству критериев, в различных сферах (и умный, и красивый, и здоровый). Особенностью является снижение тесноты связи показателей уровня само­оценки и притязаний у спортсменов (р < 0,01), сравнительно с не спортсмена­ми (р < 0,001). Это обусловлено тем, что в спортивных соревнованиях (по мес­ту, которое занял спортсмен) всегда выявляется адекватность уровня притяза­ний человека. Взаимосвязи показателей мотивационной сферы личности и са­мооценки (таблица - 13) свидетельствуют о наличии позитивных специфиче­ских тенденций у спортсменов.

Во-первых, у спортсменов мотивация успеха (р < 0,05) сопутствует по­вышению позитивности самооценки. А у не спортсменов (таблица - 5) подоб­ная связь отсутствует. То есть, мотивация к достижению успеха, которая у спортсменов более выражена, способствует формированию положительной оценки себя. Видимо спортивная деятельность, с её направленностью на побе­ду, обуславливает эту черту самооценки спортсменов. У испытуемых, не свя­занных со спортом, этот ресурс повышения самооценки не задействован.

Таблица 14

Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и мотивационной сферы личности не спортсменов

(п = 40; р = 0,30 при р < 0,05; р = 0,39 при р < 0,01; р = 0,45 при р < 0,001)

Показатели мотивационной сферы:

Характеристики самооценки

Уровень

Адекватность

Дифференц-ть

Уровень притязаний

0,61

-0,30

Направленность на других

-0,31

0,35

0,31

Во-вторых, направленность спортсменов на задачу связана с повышени­ем адекватности самооценки (р < 0,05). При этом неизменными остаются уро­вень и позитивность самооценки. И эта тенденция так же является положи­тельной, поскольку свидетельствует о резервах повышения адекватности са­мооценки спортсменов. В то время как у не спортсменов этот ресурс отсутст­вует, поскольку ориентация на успешность в сфере делового взаимодействия не влияет на адекватность их самооценки. Более того, их самооценка снижает­ся в связи с ориентацией на других (р < 0,05) и при этом возрастает её адек­ватность и дифференцированность (р < 0,05). Подобные связи свидетельству­ют о том, что общение с людьми является для не спортсменов травмирующим фактором. Ориентация на других людей делает их самооценку более негатив­ной, хотя адекватной и дифференцированной.

Обобщая, необходимо заметить, что мотивационная сфера и самооценка спортсменов характеризуется наличием более позитивных тенденций, чем у не спортсменов.

Особенности взаимосвязей показателей самооценки и волевых качеств личности спортсменов представлены в таблице - 15.

Таблица 15

Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и волевых качеств личности спортсменов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Задачи по курсу
Введение в психологию: 1)Предметом психологии является психика человека. И до сих пор остается спорным вопрос – что же является психикой человека? 6)Душа, как и психика, отражает человеческое «Я», и каждый человек стремится «скрыть» себя. Поэтому заглянуть в чужую душу невозможно. 13)Каждый человек имеет возможности, но не каждый их ...

Психологические основы предварительного расследования
1. Общая характеристика психологических особенностей следственной деятельности. 2. Психология осмотра места происшествия. 3. Психология обыска и задержания. 4. Психология следственного эксперимента. 5. Психологические основы назначения судебных экспертиз. Судебно-психологическая экспертиза. 6. Психология проверки показаний на месте ...

Корреляционный анализ результатов исследования
Хотя на первый взгляд результаты первичного и контрольного исследования значительно отличаются друг от друга, мы не можем достоверно утверждать, что эксперимент удался. Для этого необходимо установить являются ли статистически достоверными между средними до и после эксперимента. Для установления статистической достоверности различий сре ...