Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Психологическая обусловленность самооценки спортсменов

Психологическая обусловленность самооценки спортсменов
Страница 2

Дифференцированность самооценки спортсменов снижается с повышени­ем ориентации на внешнюю привлекательность, общественную деятельность, общение, власть и религию (р < 0,01), а также чувственные удовольствия, безо­пасность, нравственные качества и интересную работу (р < 0,05). Иными слова­ми, у спортсменов выше вероятность однозначной и упрощённой оценки себя в случае принятия вышеперечисленных ценностей. Однако эти ценности не явля­ются у спортсменов доминирующими, о чём свидетельствует количественный анализ данных по показателям ценностных ориентации (таблица- 10).9

Общей для спортсменов (р < 0,01) и не спортсменов (р < 0,05) является тенденция к чрезмерно обобщённой самооценке («я хороший») при принятии ценности религиозной жизни. Видимо, признание религиозных норм упроща­ет оценку человеком себя самого, делая её более «детской». А низкая диффе-ренцированность самооценки - признак возрастной нормы для дошкольного возраста. Ориентация на религиозные ценности делает самооценку менее аде­кватной и у спортсменов, и у не спортсменов (р < 0,05). У испытуемых, не свя­занных со спортом, религиозность способствует ещё и повышению уровня са­мооценки (р < 0,05), чего нет у спортсменов. Таким образом, приоритет цен­ностей веры выполняет защитную функцию, повышая самооценку, снижая её дифференцированность и адекватность. Видимо в силу большей независимо­сти спортсменов, этот механизм у них менее выражен.Анализ сведений по взаимосвязям самооценки и ценностных ориентации спортсменов выявляет ещё одну важную и проблемную тенденцию. Они состоит в том, что при ори­ентации на ценности, далёкие от спортивной деятельности, оценка, самих себя у спортсменов упрощается, становится более размытой и менее адекватной, представленной в критериях: плохой, хороший, средний. Об этом свидетель­ствует наличие большого числа только отрицательных связей показателей дифференцированности и адекватности самооценки и ценностных ориента­ции. А также то, что ни одна из ценностных ориентации, связанных с показа­телем дифференцированности не является личностно значимой для спортсме­нов (таблица - 10). Данная тенденция может быть объяснена особенностями спортивной деятельности. Она требует большой концентрации физических и душевных сил, временных, интеллектуальных затрат. По сути, спорт форми­рует такой опыт, в котором человеку реже приходится оценивать себя вне ценностей спорта.

Адекватность самооценки спортсменов повышается с ориентацией на общение и здоровье, а снижается в связи с принятием религиозных норм и стремлением к безопасной, защищенной жизни (р < 0,05). У не спортсменов адекватность самооценки возрастает с осознанием личностной значимости ав­тономности, а снижается в связи с ценностью религии (р < 0,05). Самооценка спортсменов имеет больше связей по показателю адекватности с ценностными ориентациями. Причём это ценности здоровья, важные для спортсменов. По­казательно, что адекватность самооценки спортсменов повышается с ориентацией на общение, а у не спортсменов - на автономность (р < 0,05). Это можно объяснить опытом соревновательной деятельности спортсменов, то есть таким взаимодействием, в котором приходится оценивать себя, получать чёткую оценку от других.

Таблица 12

Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и ценностных ориентации у не спортсменов

(п = 40; р = 0,30 при р < 0,05; р = 0,39 при р < 0,01; р = 0,45 при р < 0,001)

Показатели ценностных ориентации:

Характеристики самооценки

Уровень

Адекватность

Дифференц-ть

Духовная культура

0,30

Автономность

-0,31

0,35

Общение, контакты

-0,32

Религия

0,31

-0,37

-0,35

Уровень самооценки спортсменов повышается с принятием ценности, прежде всего, служения людям (р < 0,01), а так же духовной культуры (р < 0,05). А уровень самооценки не спортсменов возрастает при ориентации на духовную культуру и религию (р < 0,05). Эти связи проявление позитивной тенденции в сфере самооценки спортсменов. Она состоит в том, что само­оценка спортсменов возрастает в связи со стремлением быть активным и при­носить пользу другим людям. В то время как самооценка не спортсменов по­вышается в связи с ориентацией на эталоны (культуры, религии), и не основа­на на стремлении к собственной позитивной активности. Это так же можно объяснить особенностями спортивной деятельности. А именно тем, что спорт формирует активную, а не созерцательную жизненную позицию и сопряжён­ные с такой позицией ценности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Роль самопознания в формировании самооценки личности
СВ. Жилин (2003) в качестве одного из механизмов формирования Я-концепции человека называет целенаправленную деятельность по совершен­ствованию собственной личности. В основе такой деятельности лежит процесс самопознания. Поскольку самооценка является компонентом Я-концепции личности (Жилин С.В, 2003) а так же самосознания человека (Бер ...

Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста. Изучение психологии и педагогики как фактор развития профессионализма субъекта труда
Специалист, достигший ступени своей зрелости и определенного уровня развития как индивид, личность и субъект общественного труда, развивается на основе гармоничной интеграции таких его ведущих сторон, как профессиональная деятельность, личностное развитие, повседневные отношения, в которых субъект труда продуктивно задействует свой твор ...

Приложения
Приложение 1. Социометрическая матрица Кого выбирают? Кто выбирает? Шефатова Лунева Красноперова Кондратьева Пастухова Мельникова Иванова Кобцева Голтвина Данилов Попов Альмухамедов Петров Стручалин Тепикин 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ...