Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Психологическая обусловленность самооценки спортсменов

Психологическая обусловленность самооценки спортсменов
Страница 2

Дифференцированность самооценки спортсменов снижается с повышени­ем ориентации на внешнюю привлекательность, общественную деятельность, общение, власть и религию (р < 0,01), а также чувственные удовольствия, безо­пасность, нравственные качества и интересную работу (р < 0,05). Иными слова­ми, у спортсменов выше вероятность однозначной и упрощённой оценки себя в случае принятия вышеперечисленных ценностей. Однако эти ценности не явля­ются у спортсменов доминирующими, о чём свидетельствует количественный анализ данных по показателям ценностных ориентации (таблица- 10).9

Общей для спортсменов (р < 0,01) и не спортсменов (р < 0,05) является тенденция к чрезмерно обобщённой самооценке («я хороший») при принятии ценности религиозной жизни. Видимо, признание религиозных норм упроща­ет оценку человеком себя самого, делая её более «детской». А низкая диффе-ренцированность самооценки - признак возрастной нормы для дошкольного возраста. Ориентация на религиозные ценности делает самооценку менее аде­кватной и у спортсменов, и у не спортсменов (р < 0,05). У испытуемых, не свя­занных со спортом, религиозность способствует ещё и повышению уровня са­мооценки (р < 0,05), чего нет у спортсменов. Таким образом, приоритет цен­ностей веры выполняет защитную функцию, повышая самооценку, снижая её дифференцированность и адекватность. Видимо в силу большей независимо­сти спортсменов, этот механизм у них менее выражен.Анализ сведений по взаимосвязям самооценки и ценностных ориентации спортсменов выявляет ещё одну важную и проблемную тенденцию. Они состоит в том, что при ори­ентации на ценности, далёкие от спортивной деятельности, оценка, самих себя у спортсменов упрощается, становится более размытой и менее адекватной, представленной в критериях: плохой, хороший, средний. Об этом свидетель­ствует наличие большого числа только отрицательных связей показателей дифференцированности и адекватности самооценки и ценностных ориента­ции. А также то, что ни одна из ценностных ориентации, связанных с показа­телем дифференцированности не является личностно значимой для спортсме­нов (таблица - 10). Данная тенденция может быть объяснена особенностями спортивной деятельности. Она требует большой концентрации физических и душевных сил, временных, интеллектуальных затрат. По сути, спорт форми­рует такой опыт, в котором человеку реже приходится оценивать себя вне ценностей спорта.

Адекватность самооценки спортсменов повышается с ориентацией на общение и здоровье, а снижается в связи с принятием религиозных норм и стремлением к безопасной, защищенной жизни (р < 0,05). У не спортсменов адекватность самооценки возрастает с осознанием личностной значимости ав­тономности, а снижается в связи с ценностью религии (р < 0,05). Самооценка спортсменов имеет больше связей по показателю адекватности с ценностными ориентациями. Причём это ценности здоровья, важные для спортсменов. По­казательно, что адекватность самооценки спортсменов повышается с ориентацией на общение, а у не спортсменов - на автономность (р < 0,05). Это можно объяснить опытом соревновательной деятельности спортсменов, то есть таким взаимодействием, в котором приходится оценивать себя, получать чёткую оценку от других.

Таблица 12

Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и ценностных ориентации у не спортсменов

(п = 40; р = 0,30 при р < 0,05; р = 0,39 при р < 0,01; р = 0,45 при р < 0,001)

Показатели ценностных ориентации:

Характеристики самооценки

Уровень

Адекватность

Дифференц-ть

Духовная культура

0,30

Автономность

-0,31

0,35

Общение, контакты

-0,32

Религия

0,31

-0,37

-0,35

Уровень самооценки спортсменов повышается с принятием ценности, прежде всего, служения людям (р < 0,01), а так же духовной культуры (р < 0,05). А уровень самооценки не спортсменов возрастает при ориентации на духовную культуру и религию (р < 0,05). Эти связи проявление позитивной тенденции в сфере самооценки спортсменов. Она состоит в том, что само­оценка спортсменов возрастает в связи со стремлением быть активным и при­носить пользу другим людям. В то время как самооценка не спортсменов по­вышается в связи с ориентацией на эталоны (культуры, религии), и не основа­на на стремлении к собственной позитивной активности. Это так же можно объяснить особенностями спортивной деятельности. А именно тем, что спорт формирует активную, а не созерцательную жизненную позицию и сопряжён­ные с такой позицией ценности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Теория личности А. Маслоу
А. Маслоу (1908—1970) получил три ученых степени за исследование поведения приматов. Затем занимался психоанализом. Его увлечение восточной психологией и встречи с крупнейшими европейскими психологами, такими как Э. Фромм, А. Адлер, К. Хорни, М. Вертхаймер, которые переехали в Америку, спасаясь от Гитлера, побудили его к переосмыслению ...

Представители человекообразных обезьян
Человекообразными обезьянами называют шимпанзе, карликового шимпанзе (бонобо), гориллу и орангутанга. Как и человек, они относятся к большому зоологическому ряду приматов, или высших животных. Из всех представителей животного мира своим телосложением и поведением они больше всего похожи на людей. Человекообразные обезьяны живут в тропи ...

Факторы развития зависимого поведения
Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния. Под биологическимипредпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирова­ния на различные воздействия, например, на алкоголь. Заме­чено, что лица, изначально реагирующие на алкого ...