(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)
Показатели волевых качеств: |
Характеристики самооценки | ||
Уровень |
Адекватность |
Дифф-ть | |
Целеустремлённость |
• 0,32 |
0,29 | |
Инициативность, самостоятельность |
0,38 |
У спортсменов связей показателей волевых качеств личности и самооценки 3 и одна из них достигла 99% уровня достоверности. А у студентов, не занимающихся спортом - только 2 связи и обе на 95% уровне. Таким образом, особенности самооценки спортсменов в большей степени зависят от волевых качеств их личности. В то время как у не спортсменов волевые качества развиты слабее (таблица - 10) и в меньшей степени связаны с самооценкой. Видимо, спорт не только формирует волевые качества, но и повышает их интегри-рованность, то есть делает их более значимыми для формирования отношения личности к себе.
Интерпретация содержания связей показателей волевых качеств и самооценки у спортсменов и испытуемых, не связанных со спортом, позволяет определить выявленные у спортсменов взаимозависимости как более позитивные. У них с волевыми качествами положительно связаны, адекватность и уровень самооценки. То есть целеустремлённость спортсменов в деятельности способствует повышению позитивности их самооценки (р < 0,05). И проявления самостоятельности и инициативности (р < 0,01), а так же целеустремлённости (р < 0,05) связаны с более адекватной оценкой себя. Очевидно, что спортивная деятельность, требуя большей концентрации и волевой регуляции профессиональных усилий, повышает роль воли для формирования позитивного отношения спортсменов к себе. Интенсификация волевых усилий так же способствует формированию реалистических представлений спортсменов о своей личности. Это черты и тенденции зрелой и здоровой самооценки. Важно, что они отсутствуют у не спортсменов. То есть самостоятельность, инициативность и целеустремлённость не повышают ни уровень, ни адекватность самооценки не спортсменов. Корреляционные связи по этим показателям являются специфичными только для спортсменов.
У не спортсменов обнаружены 2 отрицательные связи показателей волевых качеств личности и самооценки (р < 0,05). Эти связи характеризуют негативные тенденции в сфере осознания себя не спортсменами юношеского возраста. Отрицательно взаимосвязанными с показателем дифференцированности самооценки оказались целеустремлённость (п = 40; р = (- 0,30); р < 0,05) и настойчивость (п = 40; р = (- 0,34); р < 0,05). Таким образом, у испытуемых, не связанных со спортом, волевые качества не только не повышают уровень и адекватность самооценки. Но даже снижают её дифференцированность, то есть делают самооценку не спортсменов более упрощённой и детской. Эта негативная тенденция отсутствует у спортсменов.
В таблице - 16 представлены сведения о взаимосвязях показателей самооценки и свойств темперамента у спортсменов. Подобные данные относительно не спортсменов содержатся в таблице — 8. У спортсменов выявлено 4, а у испытуемых, не занимающихся спортом — 3 связи показателей самооценки и свойств темперамента. Уровень достоверности связей выше у спортсменов: 1 связь достигла 99,9%, 2 — 99% и ещё 1 - 95% уровня. У не спортсменов 1 связь достоверна на 99% и 2 - на 95% уровне. Количество и глубина связей свидетельствуют о том, что интегрированность показателей самооценки и свойств темперамента выше у спортсменов. Поскольку свойства темперамента являются отчасти биологически обусловленными, отчасти на их специфику влияет опыт личности. Поэтому трудно определить в какой степени спорт влияет на формирование обсуждаемых взаимозависимостей, а в какой этот вид деятельности привлекает людей с особыми свойствами темперамента. Очевидно, что особенности темперамента спортсменов в большей степени связаны с показателями их самооценки. А это можно считать проявлением личностной зрелости.
Таблица 16
Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и свойств темперамента спортсменов
(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)
Показатели свойств темперамента: |
Характеристики самооценки | ||
Уровень |
Адекватность |
Дифференц-ть | |
Ригидность |
-0,36 | ||
Темп реакций |
0,43 |
0,32 | |
Экстраверсия |
0,53 |
0,29 |
Телевизионная аддикция
Зависимость от телевидения. все свободное время человек проводит перед телевизором (включает его почти сразу же, как пришел домой); телевизор сопровождает все аспекты жизнедеятельности (работает даже в то время, когда человек занят чем-то другим: едой, работой и тому подобное);ситуации невозможности смотреть телевизор (например, в случа ...
Психологические механизмы художественного творчества
Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает “редкие впечатления”, умение их удержать в памяти и осмыслить.
Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.
Творческий процесс немыслим без в ...
Современное состояние
проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке. Феномен эгоцентризма в
исследованиях отечественных и зарубежных психологов
Понятие эгоцентризма сформулировано в работах Ж. Пиаже, который описал проблему как определённую интеллектуальную позицию по отношению к миру, развивающуюся по мере процесса познания ребёнком себя и окружающего в динамике собственного развития, неразрывно связанного с внешними изменениями и воздействиями.
«Однако ясно, что с точки зрен ...
Разделы