(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)
Показатели волевых качеств: |
Характеристики самооценки | ||
Уровень |
Адекватность |
Дифф-ть | |
Целеустремлённость |
• 0,32 |
0,29 | |
Инициативность, самостоятельность |
0,38 |
У спортсменов связей показателей волевых качеств личности и самооценки 3 и одна из них достигла 99% уровня достоверности. А у студентов, не занимающихся спортом - только 2 связи и обе на 95% уровне. Таким образом, особенности самооценки спортсменов в большей степени зависят от волевых качеств их личности. В то время как у не спортсменов волевые качества развиты слабее (таблица - 10) и в меньшей степени связаны с самооценкой. Видимо, спорт не только формирует волевые качества, но и повышает их интегри-рованность, то есть делает их более значимыми для формирования отношения личности к себе.
Интерпретация содержания связей показателей волевых качеств и самооценки у спортсменов и испытуемых, не связанных со спортом, позволяет определить выявленные у спортсменов взаимозависимости как более позитивные. У них с волевыми качествами положительно связаны, адекватность и уровень самооценки. То есть целеустремлённость спортсменов в деятельности способствует повышению позитивности их самооценки (р < 0,05). И проявления самостоятельности и инициативности (р < 0,01), а так же целеустремлённости (р < 0,05) связаны с более адекватной оценкой себя. Очевидно, что спортивная деятельность, требуя большей концентрации и волевой регуляции профессиональных усилий, повышает роль воли для формирования позитивного отношения спортсменов к себе. Интенсификация волевых усилий так же способствует формированию реалистических представлений спортсменов о своей личности. Это черты и тенденции зрелой и здоровой самооценки. Важно, что они отсутствуют у не спортсменов. То есть самостоятельность, инициативность и целеустремлённость не повышают ни уровень, ни адекватность самооценки не спортсменов. Корреляционные связи по этим показателям являются специфичными только для спортсменов.
У не спортсменов обнаружены 2 отрицательные связи показателей волевых качеств личности и самооценки (р < 0,05). Эти связи характеризуют негативные тенденции в сфере осознания себя не спортсменами юношеского возраста. Отрицательно взаимосвязанными с показателем дифференцированности самооценки оказались целеустремлённость (п = 40; р = (- 0,30); р < 0,05) и настойчивость (п = 40; р = (- 0,34); р < 0,05). Таким образом, у испытуемых, не связанных со спортом, волевые качества не только не повышают уровень и адекватность самооценки. Но даже снижают её дифференцированность, то есть делают самооценку не спортсменов более упрощённой и детской. Эта негативная тенденция отсутствует у спортсменов.
В таблице - 16 представлены сведения о взаимосвязях показателей самооценки и свойств темперамента у спортсменов. Подобные данные относительно не спортсменов содержатся в таблице — 8. У спортсменов выявлено 4, а у испытуемых, не занимающихся спортом — 3 связи показателей самооценки и свойств темперамента. Уровень достоверности связей выше у спортсменов: 1 связь достигла 99,9%, 2 — 99% и ещё 1 - 95% уровня. У не спортсменов 1 связь достоверна на 99% и 2 - на 95% уровне. Количество и глубина связей свидетельствуют о том, что интегрированность показателей самооценки и свойств темперамента выше у спортсменов. Поскольку свойства темперамента являются отчасти биологически обусловленными, отчасти на их специфику влияет опыт личности. Поэтому трудно определить в какой степени спорт влияет на формирование обсуждаемых взаимозависимостей, а в какой этот вид деятельности привлекает людей с особыми свойствами темперамента. Очевидно, что особенности темперамента спортсменов в большей степени связаны с показателями их самооценки. А это можно считать проявлением личностной зрелости.
Таблица 16
Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и свойств темперамента спортсменов
(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)
Показатели свойств темперамента: |
Характеристики самооценки | ||
Уровень |
Адекватность |
Дифференц-ть | |
Ригидность |
-0,36 | ||
Темп реакций |
0,43 |
0,32 | |
Экстраверсия |
0,53 |
0,29 |
Научно-исследовательские подходы к классификации
типов установок
А.Г. Асмолов предлагает следующие типы установок: смысловые, целевые, операциональные и психо-физиологические механизмы регуляции деятельности
В.А. Ядов выделяет обобщенные, ситуативные и проективные установки. Таким образом, основанием для классификации становится уровень осознанности
Как отдельный вид установок в соответствии со сте ...
Заключение.
В отличие от многих теоретиков, Олпорт не оставил школы последователей, хотя его влияние можно обнаружить в работах бывших учеников. По большей части его теория развивалась им самим, и длилось это почти полстолетия, начиная с его интереса к единице, адекватной для описания личности. Это привело к концепции черт, и в последующей работе в ...
Социально-психологический климат как объект изучения психологии.
Важным показателем состояния психологии организации является социально-психологический климат. Именно он выступает внешним проявлением различных групповых феноменов в виде поведенческих и речевых актов. Другими словами, социально-психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Терм ...
Разделы