В наибольшей степени у спортсменов с показателями свойств темперамента связан уровень самооценки. При высокой экстравертированности (р < 0,001) и темпе реакций (р < 0,01) самооценка спортсменов более высока, а при выраженной ригидности - имеет тенденцию к понижению (р < 0,01). У не спортсменов уровень самооценки повышается в связи с высокой активностью (р < 0,05), однако при этом снижается дифференцированность в оценке себя (р < 0,01). Высокая активность у испытуемых, не связанных со спортом, сопутствует упрощённой, чёткой и высокой оценке себя. У спортсменов эти связи отсутствуют.
Таким образом, можно констатировать наличие двух позитивных тенденций в сфере самооценки спортсменов. Во-первых, у них высокая самооценка не сопровождается снижением её дифференцированности. Во-вторых, у спортсменов экстравертированность, направленность на других людей связана с ростом самооценки, то есть общение и заинтересованность людьми положительно сказываются на самооценке спортсменов. Очевидно при высокой степени соревновательности и конкуренции, которые присущи спорту. Эта деятельность содержит ресурсы поддержания позитивного отношения к себе при высокой нацеленности, вовлечённости человека во взаимодействие.
Таблица 17
Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и свойств темперамента не спортсменов
(п = 40; р = 0,30 при р < 0,05; р = 0,39 при р < 0,01; р = 0,45 при р < 0,001)
|
Показатели свойств темперамента: |
Характеристики самооценки | ||
|
Уровень |
Адекватность |
Дифференц-ть | |
|
Активность |
0,37 |
-0,42 | |
|
Темп реакций |
0,36 | ||
У не спортсменов высокий темп реакций связан с увеличением диффе-ренцированности самооценки (р < 0,05). А у спортсменов не только с диффе-ренцированностью (р < 0,05), но и с высоким её уровнем (р < 0,01). Значит, спортивная деятельность формирует способность не только подробно и чётко оценивать себя при высоком темпе реакций, но ещё и высоко. И эта тенденция так же является более позитивной, представляя собой ресурс повышения самооценки спортсменов.
В таблице - 18 представлены сведения о достоверных связях показателей самооценки и эмоциональной сферы спортсменов. Показательно, что у спортсменов подобных связей только 2 и они достоверны на 99% уровне. А у не спортсменов (таблица — 19) связей самооценки и эмоциональной сферы наибольшее число и глубина их наиболее велика, сравнительно со связями с другими показателями личностных свойств. Таких связей у испытуемых, не занимающихся спортом, выявлено 7 и 2 из них достигли 99% уровня достоверности. Это значит, что самооценка спортсменов в меньшей степени связана с показателями эмоциональной сферы личности. Видимо спорт обуславливает более тесную связь самооценки с системой ценностных ориентации, мотивации, темперамента, интеллекта и коммуникативных способностей. Но при этом, снижает взаимозависимость самооценки и эмоциональных свойств личности у спортсменов. Позитивность этой тенденции можно определить, рассмотрев специфику связей показателей эмоциональной сферы и самооценки спортсменов и не спортсменов.
Таблица 18
Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей самооценки и эмоциональной сферы личности спортсменов
(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)
|
Показатели эмоциональной сферы: |
Характеристики самооценки | ||
|
Уровень |
Адекватность |
Дифференц-ть | |
|
Нервно-психич. устойчивость |
0,38 | ||
|
Внушаемость |
-0,36 | ||
У спортсменов показатели эмоциональной сферы (нервно-психическая устойчивость и внушаемость) связаны только с адекватностью самооценки (р < 0,01). У испытуемых, не занимающихся спортом, имеются аналогичные связи, но уровень их достоверности ниже - 95%. Эти связи проявляются в том, что высокая внушаемость сопряжена с менее реалистичной самооценкой, а нервно-психическая устойчивость - с более адекватной. Позитивно, что у спортсменов эти тенденции выражены более чётко.
Теоретический анализ проблемы отношений и
предпочтений в классном коллективе. Роль эмоциональных предпочтений и референтных отношений в
структурировании коллектива
Очевидным является тот факт, что члены коллектива находятся в каких-либо взаимоотношениях. Эти отношения постороннему наблюдателю открываются далеко не сразу. Иногда требуются специальные методы для того, чтобы распознать их качество и значение для жизни группы. А.В. Петровский пишет: «…за не различаемой извне дифференциацией лежит незр ...
Организация исследования
База проведения исследования: ГОУ СПО «Воркутинское медицинское училище» г. Воркута. Выборку составили 30 человек из полных семей и 30- из неполных семей, обучающиеся на I-II курсах, всего 60 человек.
Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время, в аудиториях. П ...
Виды воображения. Творческое и репродуктивное воображение. Воображение и
создание художественных ценностей.
Вначале рассмотрим виды воображения. У человека различают следующие основные виды воображения: активное и пассивное
, продуктивное и репродуктивное
. Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.
Активным
называют воображение, образы которого рождаются и изменяются с ...



Разделы