Более наглядно данные этой методики отражены на следующей диаграмме:
Диаграмма 2 – Частота выбора мотивов
На диаграмме видно, что в соответствии с этой методикой доминирующим в системе мотивов в группе испытуемых является мотив №1 – «Стать высококвалифицированным специалистом». Этот мотив выбрали 44 студента.
Если провести параллель между обеими методиками, получим следующее. Во- первых, мотив «Получить диплом» по второй методике выбрал 21 человек. По первой методике аналогичный мотив «Получение диплома» выбрал также 21 человек. Мотив «Стать высококвалифицированным специалистом», аналогичный мотиву первой методики «Овладение профессией», выбрали 44 человека, а по первой методике – 8 человек. Мотив «Приобрести глубокие и прочные знания» по второй методике выбрали 35 человек, а аналогичный ему мотив по первой методике «Приобретение знаний» выбрали 18 человек. Однако в соответствии со второй методикой испытуемые выбирали пять наиболее значимых для них мотивов, и самый высокий ранг в системе мотивов в группе, как уже отмечалось, принадлежит мотиву «Стать высококвалифицированным специалистом».
Проведя же качественный анализ результатов для каждого студента при проведении второй методики, мы обнаружили несколько интересных фактов. Например, мы проследили, что для восьми студентов полностью совпали выбранные ими пять мотивов. Этими мотивами являлись следующие: «Стать высококвалифицированным специалистом», «Успешно продолжить обучение на последующих курсах», «Приобрести глубокие и прочные знания», «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «Получить интеллектуальное удовлетворение».
По четыре одинаковых мотива выбрали 20 человек. Это были следующие мотивы: «Стать высококвалифицированным специалистом», «Приобрести глубокие и прочные знания», «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «Получить интеллектуальное удовлетворение».
Такое единодушие, казалось бы, не может не радовать. Однако 20 человек – это меньше половины выборки.
Омрачает дело ситуация с теми студентами, у которых среди выбранных ими пяти мотивов находился мотив «Получить диплом». Напомним, таких студентов – 21. Дело в том, что, проведя качественный анализ мотивов для каждого такого студента, мы обнаружили явное противоречие между выбираемыми мотивами. Речь идёт о том, что, наряду с мотивом «Получить диплом», студенты выбирали ведущими также такие мотивы, как «Стать высококвалифицированным специалистом», «Приобрести глубокие и прочные знания».
Результатом данного наблюдения стал вывод о неосознаваемости смысла обучения у многих студентов даже на втором (!) курсе. Это довольно неожиданный факт, в связи с которым появляется перспектива провести исследование с целью выявить, на каком же курсе к студентам приходит осознание смысла своего обучения.
Итак, нами было проведено экспериментальное исследование по изучению основных мотивов поступления молодёжи в высшие учебные заведения. Исследование включало проведение двух методик. По результатам первой методики мы выявили преобладание мотива получения диплома над остальными мотивами. Доминирующим в системе мотивов в группе испытуемых в соответствии со второй методикой мы выявили мотив «Стать высококвалифицированным специалистом». Однако проведя качественный анализ не только для группы в целом, но и для всех студентов по отдельности, мы обнаружили, что этот мотив многие студенты выбирали параллельно с мотивом «Получить диплом», что свидетельствует о неосознаваемости смысла обучения. Этот факт, а также то, что мотив получения диплома и в первой, и во второй методике выбрали одинаковое количество студентов, позволяет нам сделать вывод о том, что ведущим мотивом приобретения образования в данной выборке испытуемых является, как это ни печально, мотив получения диплома.
Аналитические основания структуры психики
Психика — сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире.
По определению, психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.
Это определение основано на представлении о разу ...
Выводы
И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в его любви. Хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему. К несчастью, отец, придя, домой с работы, больше всего на свете хочет лечь и смотреть телевизор.
В результате проведенного эксперимента, можно сделать следую ...
Исследования проблемы профессиональных установок студентов,
обучающихся в вузе. Анкетирование
как метод исследования проблем профессиональных установок студентов
Важность изучения профессиональных установок студентов связана с выявлением цели обучения в университете и основной причины, по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор вуза выпускниками школ – это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного обра ...



Разделы