Материалы » Социализация агрессивных детей в ДОУ » Социализация и детская агрессивность в дошкольных учреждениях г. Зеи. Исследование процесса социализации и выраженности агрессивности среди детей старшего дошкольного возраста г.Зеи

Социализация и детская агрессивность в дошкольных учреждениях г. Зеи. Исследование процесса социализации и выраженности агрессивности среди детей старшего дошкольного возраста г.Зеи
Страница 2

Анализ научной и методической литературы позволил выделить особенности социализации дошкольника, опираясь на научный опыт Н.Ф. Головановой, М.А. Галагузовой, А.В. Мудрик, Л.И. Анцыферовой, мы разработали опросник, который был сформирован по четырём взаимосвязанным компонентам социализации ребёнка. В опроснике рассматривается коммуникативная, познавательная, поведенческая, ценностная сферы старшего дошкольника как основы социализации ребёнка. (см. приложение К).

Коммуникативный компонент – вбирает в себя всё многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая средства массовой информации, в общении, а проявляется, прежде всего, в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

Поведенческий компонент — это обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и «присвоить» их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом. Еще В. Франкл утверждал, что смысл человеческой жизни не может быть дан «извне», но и не может быть «придуман» человеком; он должен быть «найден».

Подсчёт баллов по опроснику «Социализация» позволил выявить детей с высокой, средней и низкой социализацией в группах отдельно по каждому ребёнку и детскому саду, а затем составить сводные данные по всем десяти дошкольным учреждениям г.Зеи.

Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко, позволяет опросить воспитателей или родителей дошкольников с целью выявления агрессивных детей в группе, а также получить показатели детской агрессивности в дошкольных учреждений, диагностировать насколько выражены агрессивные проявления у каждого индивидуально и в целом по группе (см. приложение К).

По самостоятельно разработанному опроснику «Социализация» для экспертов, исходя из важных взаимосвязанных компонентов социализации ребёнка (коммуникативный, познавательный, поведенческий, ценностный), мы получили ответы экспертов и были определены уровни социализации и агрессивности детей.

Получили по опроснику «Социализация» следующие результаты: в МДОУ №2 высокий уровень у 32% детей; средний уровень у 56% человек; низкий уровень у 12% ребят. В МДОУ №3 высокий уровень социализации у 55% детей; средний уровень у 45% дошкольников; с низким уровнем социализации детей не выявлено. В МДОУ №4 высокий уровень социализации у 32%; средний уровень у 48%; низкий уровень отмечен у 20% детей в группе. В МДОУ №5 высокий уровень социализации показали 33% человек; средний уровень у 54% детей; низкий уровень у 13% дошкольников. В МДОУ №11 отмечен высокий уровень у 40% детей и средний уровень у 60% дошкольников. В МДОУ №12 высокий уровень показали 40% человек; средний уровень 56% детей; низкий уровень у 4%. В МДОУ №14 высокий уровень социализации у 36% ребят; средний уровень у 52%; низкий уровень у 12%. В МДОУ №15 такие показатели: высокий уровень 37,5%; средний уровень 50%; низкий уровень 12,5%. В МДОУ №18 выявлен высокий уровень у 36%; средний уровень 55%; низкий уровень у 9%. В МДОУ №19 выявлен высокий уровень у 29% и средний уровень у 71% дошкольника (см. приложение М).

Страницы: 1 2 3 4 5


Основные свойства внимания
Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном. ...

Стадии стресса
Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем четыре фазы (стадии). Первая фаза - стадия тревоги: Тревога - реакция организма на повреждающие агенты. Она может быть выражена повышенной раздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита. Фаза тревоги - это мобилизация защитных сил организма, повышающая его у ...

Изучение влияния особенностей детско-родительских отношений в семьях после развода на развитие личности ребенка. Особенности реагирования детей на семейные конфликты
Ситуация развода в семье так или иначе сопровождается конфликтными взаимоотношениями. В семье противоречия отравляют жизнь не только супругам, но и их детям. Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных семейных событий в жизни ребенка. Так ...