Материалы » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля (УСК)

Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля (УСК)
Страница 1

Прежде чем перейти к описанию полученных результатов, необходимо сказать, что при исследовании морального самосознания с учетом УСК, мы ориентировались лишь на три шкалы: общей интернальности (Ио), интернальности в области достижений (Ид), интернальности в области неудач (Ин). Так как, лишь для них имеются статистические характеристики, полученные на испытуемых подросткового и раннего юношеского возраста. И последнее важное замечание. «При проведении диагностики следует принципиально исходить из того, что некоторые испытуемые не могут быть явно отнесены к интерналам или экстерналам. Их можно условно обозначить как «неопределенный тип», или амбиналы. К числу таких испытуемых мы относим тех, кто по количеству набранных баллов попадает в промежуточное положение: крайне правый предел по экстернальности и крайне левый предел но интернальности. Такой подход позволяет избежать существующей в этом вопросе некорректности, когда при определенном достигнутом показателе N говорят об экстернальности, а уже при показателе N+1 — об интернальности» [29]

В группе мальчиков – подростков по шкале общей интернальности (Ио) с высоким уровнем выраженности интернальности субъективного контроля (УСК) были выделены три наиболее информативных фактора (см. прил. 5) трехфакторная структура, объясняющая 57,848% общей дисперсии. Первый фактор «Пассивность в познании бытия – инициативность в преобразовании пространства» у данной группы объясняет 23,650% дисперсии, является биполярным и состоит из следующих элементов: «начать учиться» (– 0,884), «начать курить» (– 0,790), «завести животное» (0,712), «разбить стекло» (0,410).

Второй фактор «Стремление к независимости – избегание обязательств» объясняет 20,369% дисперсии, также является биполярным и представлен следующими элементами: «непонимание родителей» (0,852), «завести животное» (0,684), «встреча любимого человека» (– 0,595). Третий фактор «Отвержение неприемлемых способов поведения – стремление к сохранению собственной значимости посредством выбора одобряемого обществом поведения» объясняет 13,825% дисперсии, является биполярным и включает в себя следующие элементы: «наркомания друзей» (– 0,780), «непонимание родителей» (– 0,700), «встреча любимого человека» (0,583), «не кидалово» (0,554).

Наиболее полно в данной группе сформирован «моральный» уровень самосознания, частично «нравственный». Мальчики – подростки склоны в своих действиях ориентироваться на собственные силы; моральные ценности «добра», «достоинства», «человечности» и «преданности»; морально-нравственные принципы, стремясь к «независимости», «проходу», то есть к преодолению «заступоренности», активного преобразования личного пространства и «бытия».

В этой же группе исследуемых, по общей шкале интернальности (Ио) выделилась группа подростков – «неопределенный тип» в которой были выделены два наиболее информативных фактора (см. прил. 5): двухфакторная структура, объясняющая 40,878% общей дисперсии. Первый фактор «Пренебрежительное отношение к себе – оказание помощи другим» объясняет 25,511% дисперсии, является биполярным и включает в себя следующие элементы: «попробовать пить спиртное» (– 0,811), «начать курить» (– 0,699), «завести животное» (0,683), «перевести бабушку через дорогу» (0,662). Второй фактор «Придерживания одобряемого поведения – отвержение порицаемого поведения» объясняет 15,367% дисперсии и включает следующие компоненты: «не кидалово» (0,753), «начать учиться» (0,675), «начать курить» (– 0,529).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Холономный подход: новые принципы и новые перспективы
За последние три десятилетия значительные наработки в области математики, лазерной технологии, голографии, квантово-релятивистской физики и в исследованиях мозга привели к открытию новых принципов, открывающих далеко идущие перспективы для современных исследований сознания и для науки в целом. Эти принципы были названы холономными, холо ...

Историческое развитие понятия психики
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н.э.), душа ...

Отрицательное влияние группы на личность
Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фак­тах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологиза­ции психологи и педагоги об этих фактах предпо ...