Материалы » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля (УСК)

Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля (УСК)
Страница 2

Наиболее наполненным у этой группы в качественном и количественном отношении является поведенческий и чуть в меньшей степени когнитивный и аффективный компоненты всех уровней нравственного самосознания (от «праморального» до «нравственного»). Наличие конструктов «любви» и «верности» позволяет предположить, что в данной группе исследуемых имеются предпосылки к формированию реального поведения по освоению высших моральных чувств. Интериоризация ценностей «чести», «преданности», «справедливости» и «здоровья» говорит в пользу того, что исследуемые этой группы могут регулировать свое поведение на основе собственных принципов и убеждений. При этом они стремятся к «самосовершенствованию».

Необходимо отметить, что в этой же группе мальчиков – подростков с низкими показателями по шкале общей интернальности – «экстерналов» не было выделено значимых факторов при подавлении критических значений менее 0,40, а также менее 0,1, что не позволяет нам, для сохранения достоверности полученных результатов, делать описательные выводы.

Таким образом, в группе исследуемых мальчиков – подростков по шкале общей интернальности наблюдается тенденция формирования «морального» уровня самосознания, его рост, по мере увеличения значений по шкале общей интернальности. Что дает возможность предположить о значимости социальной зрелости подростков данной группы в формировании «морального» уровня самосознания.

В этой же группе исследуемых подростков по шкале интернальности в области достижений (Ид) не выделилась подгруппа подростков с низкими показателями – «экстерналов». Это позволяет предположить, что большинство этих подростков, склонны свои успехи объяснять собственными усилиями, а не случайным событиям. Анализ результатов по этой же шкале, но уже с высокими значениями («интерналы» в области достижений) позволил описать группу мальчиков – подростков в которой были выделены два наиболее информативных фактора (см. прил. 5): двухфакторная структура, объясняющая 46,407 % общей дисперсии. Первый фактор «Обособление – стремление к установлению теплых эмоциональных отношений» объясняет 25,766% дисперсии, является биполярным и включает в себя такие компоненты, как: «начать курить» (– 0,834), «попробовать пить спиртное» (– 0,713), «непонимание родителей» (0,698), «перевести бабушку через дорогу» (0,614), «не кидалово» (0,404). Второй фактор «Ответственность – безответственность» объясняет 20,641% дисперсии, является биполярным и представлен следующими компонентами: «начать учиться» (– 0,799), «разбить стекло» (0,776), «не кидалово» (– 0,671).

У юношей – подростков с высокими показателями интернальности в области достижений достаточно насыщенны поведенческий и аффективный компоненты, в чуть меньшей степени, – когнитивный компонент всех уровней самосознания: «праморального, «морального», «нравственного».

Ценность дружеских отношений и важность ощущения своей значимости и нужности в совокупности с позитивной оценкой таких моральныхпонятий, как «добропорядочность» и «честность», руководство в своем поведении понятиями, исходя из потребности в одобрении («честь»), а также в «самоуважении», принятии обществом характеризует эту подгруппу подростков, – интерналов в области достижений.

В этой же группе мальчиков по шкале интернальности в области достижений, была выделена подгруппа подростков «амбиналов» или «неопределенный тип» с двумя наиболее информативными факторами: двухфакторная структура, объясняющая 41,972% общей дисперсии (см. прил. 5). Первый фактор – «Ценность личности другого – не ценность собственного здоровья» объясняет 27,298% дисперсии, он состоит из следующих элементов: «завести животное» (0,781), «перевести бабушку через дорогу» (0,718), «попробовать пить спиртное» (– 0,734), «непонимание родителей» (0,422), «начать курить» (– 0,553).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Работоголизм
Современный работоголизм неразрывно связан с аддиктивными свойствами организаций, в которых работают работоголики. Проблема работоголизма выходит как на аддиктивность общества, так и аддиктивность отдельных организаций, существующих в социальных системах. Под системой понимается единица, включающая свойственное ей определенное содержани ...

Заикание
'' , Кроме групп с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи и задержкой, психического развития речи, в дошкольном учреждении естьгруппы для детей с заиканием. В группы с заиканием/принимаются дети с 4—5-и лет на 2—3 года. Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует пси ...

Понятие социометрического статуса
Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус - положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в гла ...