Материалы » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля (УСК)

Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля (УСК)
Страница 5

У девочек – подростков с низкими показателями по шкале общей интернальности, – экстерналов выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 47,037% общей дисперсии. Первый фактор «Опыт – безопытность» объясняет 31,364% дисперсии и представлен следующими элементами: «начать курить» (0,867), «попробовать пить спиртное» (0,885), «не кидалово» (– 0,618), «встреча любимого человека» (– 0,587).

Второй фактор «Тоска – развлечение» объясняет 15,672% дисперсии и состоит из элементов: «непонимание родителей» (0,825), «хулиганю» (– 0,750), «тусовка» (– 0,634), «начать учиться» (0,533). Данная группа девочек демонстрирует выраженность «праморального» уровня самосознания, со всей его эгоистичностью и инфантильностью познания окружающего мира, освоения категорий «добра», «гордости» и «совести».

В целом о моральном самосознании группы девочек – подростков, выделенных по шкале общей интернальности УСК можно сказать, что оно формируется по степени принятия ими ответственности за свою жизнь на себя. От «праморального» у экстерналов через «праморальный» и частично «моральный» у «неопределенного типа», – к «моральному» у интерналов.

В этой же группе девочек, но уже по шкале интернальности в области достяжений (Ид) выделяются три подгруппы. В подгруппе с высокими показателями УСК (интерналов) выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 49,968 % общей дисперсии. Первый фактор «Слабость характера – сила воли приводящая к саморазвитию» объясняет 29,189% дисперсии и представлены такими элементами как: «начать курить» (– 0,873), «попробовать пить спиртное» (– 0,623), «завести животное» (0,810), «перевести бабушку через дорогу» (0,696).

Второй фактор «Осознание не приемлемого поведения – придерживание приемлемых способов реагирования» объясняет 18,778% дисперсии включает следующие элементы: «тусовка» (– 0,857), «наркомания друзей» (– 0,539), «не кидалово» (0,842), «перевести бабушку через дорогу» (0,641).

Наиболее наполненным здесь в качественном и количественном смысле является когнитивный и поведенческий компоненты всех уровней нравственного самосознания. Слаборазвитость аффективного компонента говорит о том, что, возможно, у этой группы девочек не было еще реального поведения для усвоения и отреагирования высших чувств, хотя их сформированность и осознанность уже состоялась.

В подгруппе девочек со средними показателями выявлено два наиболее значимых фактора: двух факторная структура, объясняющая 41,660% общей дисперсии. Первый фактор «Стремление к познанию –созидание испытанного» объясняет 28,537% дисперсии и состоит из элементов: «начать курить» (– 0,814), «попробовать пить спиртное» (– 0,724), «встреча любимого человека» (0,763), «не кидалово» (0,571).

Второй фактор «Осознание беспомощности – стремление к оказанию поддержки» объясняет 13,124% дисперсии и представлен такими как: «перевести бабушку через дорогу» (– 0,790), «завести животное» (– 0,775), «хулиганю»(0,589), «наркомания друзей»(0,583).

В данной подгруппе наиболее полно сформирован когнитивный компонент, менее, – поведенческий и аффективный «праморального» и «морального» уровней самосознания. По видимому, развитие здесь идет в следующем направлении: от осознания моральных канонов, посредством их интериоризации, к последующему руководству ими в своем поведении. Но при этом преимущественно опираясь на оценку своих действий со стороны, ища «помощи», «доверия» и «понимания», а так же «знания» для «самосовершенствования» и «исправления».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Социализация в дошкольном учреждении
На микросоциальном уровне (на уровне социальных влияний семьи, группы сверстников, общения в воспитательных учреждениях и школе) в качестве субъекта и объекта социализации проявляют себя традиционные персонажи педагогического процесса — воспитатель и воспитанник. Воспитатель — сакраментальный субъект педагогического процесса, носитель ...

Теоретическая часть. Общая характеристика зависимого поведения
Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение» личности выделяется подгруппа так называемого зависимого поведения или зависимости. Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособно ...

Работоголизм
Современный работоголизм неразрывно связан с аддиктивными свойствами организаций, в которых работают работоголики. Проблема работоголизма выходит как на аддиктивность общества, так и аддиктивность отдельных организаций, существующих в социальных системах. Под системой понимается единица, включающая свойственное ей определенное содержани ...