Материалы » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля (УСК)

Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля (УСК)
Страница 7

В подгруппе девочек с высокими показателями по шкале Ин, аналогично с подгруппой девочек с высокими показателями по шкале Ид, выделено два двухфакторная структура, объясняющая 49,968% общей дисперсии. Первый фактор «Слабость характера –сила воли приводящая к саморазвитию» объясняет 29,189% дисперсии и представлены такими элементами как: «начать курить» (– 0,873), «попробовать пить спиртное» (– 0,623), «завести животное» (0,810), «перевести бабушку через дорогу» (0,696).

Второй фактор «Осознание не приемлемого поведения – придерживание приемлемых способов реагирования» объясняет 18,778% дисперсии включает следующие элементы: «тусовка» (– 0,857), «наркомания друзей» (– 0,539), «не кидалово» (0,842), «перевести бабушку через дорогу» (0,641). Таким образом, здесь также сформированность всех уровней нравственного самосознания, в том числе и «морального».

В целом о моральном самосознании группы девочек по шкале интернальности в области неудач можно сказать, что оно формируется по мере развития когнитивного компонента приводящего к социальной зрелости.

В общем же виде о моральном самосознании исследуемых девочек – подростков, опираясь на результаты выраженности УСК можно сказать, что его рост и развитие происходит по мере формирования когнитивного компонента приводящего к осознанию личной ответственности за свою жизнь, социальной зрелости.

Таким образом, формирование морального самосознания, в зависимости от УСК, протекает аналогично у исследуемых мальчиков и девочек, – подростков: от «праморального» к частично «моральному» и лишь затем к «моральному» по мере развития социальной зрелости по шкалам общей интернальности, интернальности в области достижений. У девочек такая же тенденция наблюдается и по шкале интернальености в области неудач. Но у группы по шкале интернальености в области неудач моральное самосознание формируется аналогично, но в противоположном направлении, – по мере списания с себя ответственности: частично у «неопределенного типа» и полностью у экстерналов.

Поводя итоги иследования морального самосознания подростков с учетом гендерной специфики, возрастной динамики и УСК можно сказать, что: 1. Особенности формирования морального самосознания подростков с учетом гендерной специфики позволяют сделать вывод о его незрелости у мальчиков, проявляющейся в стремлении руководствоваться эгоистическими побуждениями, стремлении быть значимыми. У девочек же наблюдается сформированность «праморального» уровня самосознания,его рост в морально-нравственном плане.

2. Особенности формирования морального самосознания подростков с учетом возрастной динамики позволяют сделать вывод о его развитии по мере взросления. При этом при устойчивом функционировании «праморального» уровня морального самосознания заметен рост и в морально-нравственном плане. Однако он определяется лишь жизненным опытом, осознанием и принятием моральных норм и ценностей, а не готовностью ими руководствоваться. У девочек же наблюдается сформированность «праморального» уровня самосознания,его рост в морально-нравственном плане от интериоризации моральных ценностей, через экспериментирование в их выборе к руководству ими относительно себя, окружающих, хотя, при этом, не всегда однозначно одобряемо обществом, так как используют окружающих людей в качестве средства достижения целей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Взаимосвязь самооценки и адаптированности спортсмена к деятельности
Спортивная деятельность понимается как многосторонний процесс ак­тивности человека, в котором, наряду с физическими, развиваются и совер­шенствуются психические свойства личности (Словарь-справочник под ред. В.У. Агеевца, 1996). Действительно, факт единства деятельности и сознания (следовательно, и личности) в отечественной психологии я ...

Организация общения с агрессивными подростками
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Задайте себе вопрос: "Что я чувствую?" Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует прежде всего успокоиться, привести себя в равновесие. Обязательно разберитесь в собстве ...

Индивидуальная психология А. Адлера
Альфред Адлер (1870—1937), венский врач-психиатр, в первый период своей деятельности активно воспринял учение 3. Фрейда и стал одним из основателей, а затем президентом Венского психоаналитического общества. В течение всей жизни А. Адлер много и успешно занимался психотерапевтической практикой. Он поновому увидел причины психологических ...