Второй фактор «Стремление к социально одобренному поведению –отвержение не приемлемых способов поведения» объясняет 14,678% дисперсии и наполнен такими элементами, как «не кидалово» (0,725), «начать учится» (0,699), «начать курить» (– 0,651), «попробовать пить спиртное» (0,471), «хулиганю» (– 0,448). Здесь так же сформированными являются «праморальный» и частично «моральный» уровни морального самосознания.
В общем, виде о моральным самосознании группы исследуемых мальчиков – подростков, опираясь на результаты выраженности УСК, можно сказать, что рост и развитие морального самосознания происходит по мере увеличения собственной ответственности по шкале общей интернальности и шкале интернальности в области достижений. По шкале интернальности в области неудач наблюдается зеркальная картина: формирование морального самосознания происходит по мере «списания» с себя ответственности за свои неудачи. Моральное самосознание частично сформировано у «неопределенного типа» подростков по шкале интернальности в области неудач и полностью у экстерналов по этой же шкале.
В группе девочек – подростков по шкале общей интернальности (Ио) с высоким уровнем выраженности интернальности УСК было выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 47,968% общей дисперсии. Первый фактор «Стремление к заботе о близких – безответственность по отношению к себе» объясняет 29,189 % дисперсии и включает в себя такие компоненты, как: «начать курить» (– 0,873), «попробовать пить спиртное» (– 0,623), «перевести бабушку через дорогу», (0,696), «завести животное» (0,810).
Второй фактор «Отзывчивость – бессердечность» объясняет 18,778% дисперсии и состоит из таких элементов как: «не кидалово» (0,842) «перевести бабушку через дорогу», (0,564), «хулиганю» (– 0,448).
Наиболее полным здесь является «праморальный» и «моральный» уровни морального самосознания. Эта группа исследуемых подростков признает и руководствуется в своем поведении принципами «ума», «доброты», «мудрости» и «честности»; притворяя их посредством «заботы», «взаимопонимания» и «уважения».
В группе девочек по шкале общей интернальности также определена подгруппа «неопределенного типа», в которой выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 38,078% общей дисперсии. Первый фактор «Недостаток эмоционального тепла – потребность в эмоционально теплых отношениях» объясняет 23,210% дисперсии и состоит из таких элементов как: «начать курить» (– 0,920), «попробовать пить спиртное» (– 0,877), «встреча любимого человека» (0,611).
Второй фактор «Независимость – зависимость» объясняет 14,868 % дисперсии и включает следующие элементы: «хулиганю» (0,748), «перевести бабушку через дорогу» (0,572), «не кидалово» (– 0,425).
У девочек данной подгруппы наиболее наполненным является аффективный компонент всех уровней нравственного самосознания. Это позволяет нам предположить о наличии у них поведения по усвоению высших моральных чувств «любви» и « верности». Но, тем не менее, это усвоение несколько эгоистично и связанно с «развлечением», «симпатией» и «поощрением», которые регулируются довольно простыми моральными категориями «добра» и «зла» на уровне «можно» и «нельзя». Следовательно, у девочек «не определенного типа» по шкале общей интернальности сформирован «праморальный» и частично «моральный» уровни самосознания.
Методика «Какой Я?» (Р.С. Немова)
Цель. Выявление особенностей и уровня самооценки у подростков.
Процедура исследования: ребенку дается вопрос, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, представляется в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. В шкала ...
Проблема застенчивости глазами исследователей
В русской психологии застенчивость и стыд принципиально не отделялись друг от друга. Так, например, И. А. Сикорский, рассматривая высшие душевные состояния, выделял стыд следующим образом: «Главнейшие движения и жесты, вытекающие из стыда, состоят в следующем:
1) в желании спрятать лицо, закрыв его руками или обратив его книзу или в ст ...
Духовные свойства, как особая форма трансформации человеческой психики
(социальные, рефлексивные и деятельностно-психологические характеристики человека)
Человек – единственное существо на земле, у которого есть идея Бога, который верит в высшее, нежели он сам, начало, в божественное происхождение мира. Еще Цицерон писал, что нет ни одного народа до такой степени грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал его существа. Сущность человека особым образом высвечи ...
Разделы