Материалы » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля (УСК)

Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля (УСК)
Страница 4

Второй фактор «Стремление к социально одобренному поведению –отвержение не приемлемых способов поведения» объясняет 14,678% дисперсии и наполнен такими элементами, как «не кидалово» (0,725), «начать учится» (0,699), «начать курить» (– 0,651), «попробовать пить спиртное» (0,471), «хулиганю» (– 0,448). Здесь так же сформированными являются «праморальный» и частично «моральный» уровни морального самосознания.

В общем, виде о моральным самосознании группы исследуемых мальчиков – подростков, опираясь на результаты выраженности УСК, можно сказать, что рост и развитие морального самосознания происходит по мере увеличения собственной ответственности по шкале общей интернальности и шкале интернальности в области достижений. По шкале интернальности в области неудач наблюдается зеркальная картина: формирование морального самосознания происходит по мере «списания» с себя ответственности за свои неудачи. Моральное самосознание частично сформировано у «неопределенного типа» подростков по шкале интернальности в области неудач и полностью у экстерналов по этой же шкале.

В группе девочек – подростков по шкале общей интернальности (Ио) с высоким уровнем выраженности интернальности УСК было выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 47,968% общей дисперсии. Первый фактор «Стремление к заботе о близких – безответственность по отношению к себе» объясняет 29,189 % дисперсии и включает в себя такие компоненты, как: «начать курить» (– 0,873), «попробовать пить спиртное» (– 0,623), «перевести бабушку через дорогу», (0,696), «завести животное» (0,810).

Второй фактор «Отзывчивость – бессердечность» объясняет 18,778% дисперсии и состоит из таких элементов как: «не кидалово» (0,842) «перевести бабушку через дорогу», (0,564), «хулиганю» (– 0,448).

Наиболее полным здесь является «праморальный» и «моральный» уровни морального самосознания. Эта группа исследуемых подростков признает и руководствуется в своем поведении принципами «ума», «доброты», «мудрости» и «честности»; притворяя их посредством «заботы», «взаимопонимания» и «уважения».

В группе девочек по шкале общей интернальности также определена подгруппа «неопределенного типа», в которой выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 38,078% общей дисперсии. Первый фактор «Недостаток эмоционального тепла – потребность в эмоционально теплых отношениях» объясняет 23,210% дисперсии и состоит из таких элементов как: «начать курить» (– 0,920), «попробовать пить спиртное» (– 0,877), «встреча любимого человека» (0,611).

Второй фактор «Независимость – зависимость» объясняет 14,868 % дисперсии и включает следующие элементы: «хулиганю» (0,748), «перевести бабушку через дорогу» (0,572), «не кидалово» (– 0,425).

У девочек данной подгруппы наиболее наполненным является аффективный компонент всех уровней нравственного самосознания. Это позволяет нам предположить о наличии у них поведения по усвоению высших моральных чувств «любви» и « верности». Но, тем не менее, это усвоение несколько эгоистично и связанно с «развлечением», «симпатией» и «поощрением», которые регулируются довольно простыми моральными категориями «добра» и «зла» на уровне «можно» и «нельзя». Следовательно, у девочек «не определенного типа» по шкале общей интернальности сформирован «праморальный» и частично «моральный» уровни самосознания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Взаимосвязь самооценки и свойств личности спортсменов
Огромное множество научных трудов посвящено проблеме личности в спорте. Разработкой данного вопроса занимались такие видные деятели отече­ственной и зарубежной психологии, как А.Д. Ганюшкин (1988), О.В. Дашке­вич (1981), P.M. Зайганов (1998), Е.П. Ильин (2000), Б.Д. Кретти (1978), Р. Мартене (1979), В.В. Медведев (1993), P.M. Найдиффер ...

Организация исследования
Исследование самооценки спортсменов состояло из шести организаци­онных этапов: 1 этап. Определение степени изученности проблемы, ее актуальности и новизны, а также разработка программы исследования, его гипотез, цели и задач. Основной метод исследования: изучение и анализ данных научной лите­ратуры по теме исследования в соответствии ...

Место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания. Проблемы и основные задачи педагогической психологии
В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Рассмотрим и обсудим некоторые из них. 1. Проблема соотношения обучения и развития. Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психи ...