Материалы » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля (УСК)

Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля (УСК)
Страница 8

3. Специфика особенностей морального самосознания подростков в зависимости от УСК, протекает аналогично у исследуемых мальчиков и девочек, – подростков: от «праморального» к частично «моральному» и лишь затем к «моральному» по мере развития социальной зрелости по шкалам общей интернальности, интернальности в области достижений. У девочек такая же тенденция наблюдается и по шкале интернальности в области неудач. Но у группы мальчиков по шкале интернальности в области неудач моральное самосознание формируется аналогично, но в противоположном направлении, – по мере списания с себя ответственности: частично у «неопределенного типа» и полностью у экстерналов.

Подводя итоги эмпирического исследования морального самосознания подростков, необходимо обратиться к ранее выдвинутым нами гипотезам.

Гипотезы относительно специфики развития морального самосознания с учетом гендерного признака, возрастной динамики и УСК подтвердилась частично. Причем лишь первая и третья гипотезы – частично, а вторая, – относительно развития морального самосознания с учетом возрастной динамики подтвердилась полностью.

Первая гипотеза о развитии морального самосознания подростков с учетом гендерной специфики: подтвердилась лишь в том, что развитие морального самосознания идет от «праморального» уровня к «моральному» уровню. Эта же гипотеза частично подтвердилась в предположении о доминирование аффективного компонента у девочек, так как эмпирически было выявлено высокое развитие и поведенческого компонента. Достаточно высокое развитие когнитивного компонента самосознания у мальчиков не подтвердилось, так как у них выявилось доминирование поведенческого компонента.

Третья гипотеза о развитии морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля как у мальчиков – подростков, так и у девочек –подростков полностью подтвердилась у девочек и лишь частично – у мальчиков. Эмпирически было выявлено, что у мальчиков по шкале интернальности в области неудач моральное самосознание формируется по мере списания с себя ответственности за неудачи в собственной жизни. Моральный уровень самосознания частично сформирован у подростков «неопределенного типа» и полностью – у экстерналов.

Таким образом, частичное подтверждение гипотез, выдвинутых на основе анализа научной психологической литературы, дает повод для дальнейших исследований морального самосознания подростков, восполнения недостатка знаний в особенностях развития морального самосознания с учетом гендерной специфики и уровня субъективного контроля психологии. А так же служит поводом для разработки программы по формированию морального самосознания с учетом социальной ситуации развития подростков, наличным уровнем развития морального самосознания.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Процедура коррекции самооценки посредством самопознания
Программа формирующего эксперимента по коррекции характеристик самооценки спортсменов включала в себя несколько этапов. Кратко охаракте­ризуем каждый из них. 1. Первичное изучение характеристик самооценки (ее уровня, адекват­ности и дифференцированности) у каждого испытуемого. В методику само­оценки были заложены те свойства личности, ...

Роль самопознания в коррекции характеристик самооценки спортсменов
Для выявления влияния процесса самопознания на характеристики са­мооценки личности спортсмены были разделены на две выборки. Одна из них (экспериментальная группа) приняла участие в работе по самопознанию соб­ственной личности под руководством экспериментатора, а другая (контроль­ная группа) — нет. Изучение характеристик самооценки в об ...

Заключение.
Стиль управления - устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения. Выделяют три стиля управления, наиболее часто использующиеся для характеристики управленческой деятельности: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (попустит ...