Материалы » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля (УСК)

Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля (УСК)
Страница 3

Второй фактор «Придерживания социально одобряемого поведения –отвержение не принимаемых обществом способов поведения» объясняет 14,678% дисперсии и наполнен такими элементами, как «не кидалово» (0,725), «начать учится» (0,6999), «начать курить» (– 0,651), «попробовать пить спиртное» (0,471), «хулиганю» (– 0,448).

Описывая особенности морального самосознания мальчиков «неопределенного типа» по шкале интернальности в области достижений можно отметить существенное влияние «праморального» уровня самосознания. Следует отметить, что подростки несколько инфантильно судят о моральных нормах, всего лишь с позиции «добра» и «зла», «хорошо», «плохо» Стремятся им соответствовать для получения одобрения своего поведения со стороны окружающих. Но при этом следует отметить, что подростки уже готовы руководствоваться интериоризированными ценностями «добра».

Таким образом, в подгруппе мальчиков «не определенного типа» по шкале интернальности в области достижений наблюдается сформированность «праморального» и частично «морального» уровня и самосознания.

В целом, по группе мальчиков – подростков, исследуемых по шкале интернальности в области достижений можно сказать, что у них сформирован «праморальный» уровень морального самосознания, частично «моральный». Наблюдается рост морального самосознания по мере упрочнения позиций осознания собственной ответственности за свою жизнь, успехи и достижения.

По шкале интернальности в области неудач (Ин) мальчиков также не было выделено одной подгруппы, - подростков с высокими показателями, то есть интерналов в области неудач. Вероятно, для них характерно возлагать вину за не удачи и поражения на случайные события, факты, других людей.

Для группы мальчиков экстерналов по шкале (Ин) было выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 46,407% общей дисперсии (см. прил. 5). По насыщенности в качественном и количественном плане она почти аналогично двухфакторной структуре подростков экстерналов в области достижений. Первый фактор «Обособление – стремление к установлению близких эмоциональных отношений» объясняет 25,766% дисперсии и включает следующие элементы: «начать курить» (– 0,834), «попробовать пить спиртное» (– 0,713), «не понимание родителей» (0,698), «перевести бабушку через дорогу» (0,614), «не кидалово» (0,404).

Второй фактор «Ответственность – безответственность» объясняет 20,641% дисперсии и представлен следующими компонентами: «начать учится» (– 0,799), «разбить стекло» (0,776), «не кидалово» (– 0,671).

Таким образом, у данной группы подростков сформирован «моральный» уровень морального самосознания, а так же «праморальный» и «нравственный». Они наполнены поведенческим и аффективным компонентами, и чуть в меньшей степени, – когнитивным.

Для группы мальчиков подростков «не определенного типа» по шкале Ин было выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 41,972% общей дисперсии (см. прил. 5), также по аналогии с двух факторной структурой подростков «неопределенного типа» в области достижений. Первый фактор – «Ценность личности другого – не ценность собственного здоровья» объясняет 27,298% дисперсии, он состоит из следующих элементов: «завести животное» (0,781), «перевести бабушку через дорогу» (0,718), «попробовать пить спиртное» (– 0,734), «непонимание родителей» (0,422), «начать курить» (– 0,553).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Младшие школьники с высокими способностями. Психология способностей и одаренности
Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом определяется тем содержанием, которое вкладывается в эти понятия. Существует несколько определений этих понятий. Например, В.В. Давыдов и А.В. Запорожец под термином «одаренность» подразумевают единство общих моментов способностей, обусловливающее диапазон интеллектуальных во ...

Основные психологические характеристики массовой коммуникации
Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы [6, С.31]: 1. Интерес, подражание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов; 2. Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, которые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание; ...

Дошкольный возраст от 3 до 7
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным. ...