— чуткость (заботливость).
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?». «Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?». «Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?». «Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?». «Как это сделали бы вы 6 или 10 лет назад?». « .через 5 или 10 лет?». «Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?».
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Таблица 6.1. Сводная таблица показателей терминальных ценностей в неполных семьях.
семья |
1.Активная деятельная жизнь |
2.Жизненная мудрость |
3. Здоровье |
4. Интересная работа |
5.Красота природы, искусства |
6. Любовь |
7.Материально обеспеченная жизнь |
8.Наличие хорош. и верных друзей |
9.Общественное признание |
10. Познание |
11.Продуктивная жизнь |
12. Развитие |
13. Развлечение |
14. Свобода |
15.Счастливая семейная жизнь |
16. Счастье других |
17. Творчество |
18. Уверенность в себе | |
N |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
30,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 | |
Среднее арифметическе |
0,00 |
8,70 |
7,57 |
4,97 |
9,30 |
14,27 |
6,47 |
9,23 |
5,30 |
9,93 |
10,87 |
12,07 |
10,37 |
13,23 |
5,70 |
7,80 |
13,40 |
13,60 |
7,30 |
Медиана |
0,00 |
9,00 |
7,50 |
4,00 |
9,00 |
16,00 |
5,00 |
8,00 |
4,50 |
9,00 |
11,00 |
13,00 |
11,00 |
13,50 |
4,50 |
8,00 |
15,00 |
14,50 |
6,00 |
Мода |
0,00 |
8,00 |
11,00 |
1,00 |
5,00 |
16,00 |
3,00 |
6,00 |
2,00 |
9,00 |
11,00 |
10,00 |
7,00 |
12,00 |
1,00 |
1,00 |
17,00 |
15,00 |
6,00 |
Стандартное отклонение |
0,00 |
4,14 |
4,24 |
4,28 |
4,38 |
3,86 |
4,33 |
5,29 |
3,35 |
4,20 |
4,04 |
3,75 |
4,47 |
3,38 |
4,28 |
5,55 |
5,26 |
3,84 |
4,74 |
Минимальное значение |
0,00 |
2,00 |
1,00 |
1,00 |
2,00 |
5,00 |
2,00 |
2,00 |
1,00 |
4,00 |
2,00 |
4,00 |
1,00 |
5,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
4,00 |
1,00 |
Максимальное значение |
0,00 |
16,00 |
15,00 |
16,00 |
18,00 |
18,00 |
18,00 |
18,00 |
13,00 |
18,00 |
17,00 |
18,00 |
18,00 |
18,00 |
15,00 |
17,00 |
18,00 |
18,00 |
16,00 |
Влияние характеристик самооценки на адаптированность к учебной и спортивной
деятельности. Адаптированность
студентов к учебе и спорту
В данном параграфе представлены результаты изучения выраженности, вариативности и взаимосвязей показателей адаптированности студентов, занимающихся спортом, к учебной и спортивной деятельности. Мера адаптированности студентов в обоих видах деятельности определялась по двум критериям — объективной успешности и субъективной удовлетворе ...
Специфика эмоционально-личностной сферы и отношения к учебной деятельности
школьников младших классов, живущих в полных и неполных семьях (На материале
рисунков школьников 5«б» класса МОУ СШ №7 г. Б
Распад семьи является острой проблемой нашего общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.
Жизнь и условия вос ...
Мотивация
Мотив - побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще.
Термином мотивация в современной психологии обозначаются два психических явления: 1) Совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т. е. ...
Разделы