Приложения
Страница 2

— чуткость (заботливость).

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуе­мым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?». «Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?». «Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?». «Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?». «Как это сделали бы вы 6 или 10 лет назад?». « .через 5 или 10 лет?». «Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?».

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценно­сти, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориента­ции. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Таблица 6.1. Сводная таблица показателей терминальных ценностей в неполных семьях.

семья

1.Активная деятельная жизнь

2.Жизненная мудрость

3. Здоровье

4. Интересная работа

5.Красота природы, искусства

6. Любовь

7.Материально обеспеченная жизнь

8.Наличие хорош. и верных друзей

9.Общественное признание

10. Познание

11.Продуктивная жизнь

12. Развитие

13. Развлечение

14. Свобода

15.Счастливая семейная жизнь

16. Счастье других

17. Творчество

18. Уверенность в себе

N

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

30,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Среднее арифметическе

0,00

8,70

7,57

4,97

9,30

14,27

6,47

9,23

5,30

9,93

10,87

12,07

10,37

13,23

5,70

7,80

13,40

13,60

7,30

Медиана

0,00

9,00

7,50

4,00

9,00

16,00

5,00

8,00

4,50

9,00

11,00

13,00

11,00

13,50

4,50

8,00

15,00

14,50

6,00

Мода

0,00

8,00

11,00

1,00

5,00

16,00

3,00

6,00

2,00

9,00

11,00

10,00

7,00

12,00

1,00

1,00

17,00

15,00

6,00

Стандартное отклонение

0,00

4,14

4,24

4,28

4,38

3,86

4,33

5,29

3,35

4,20

4,04

3,75

4,47

3,38

4,28

5,55

5,26

3,84

4,74

Минимальное значение

0,00

2,00

1,00

1,00

2,00

5,00

2,00

2,00

1,00

4,00

2,00

4,00

1,00

5,00

1,00

1,00

1,00

4,00

1,00

Максимальное значение

0,00

16,00

15,00

16,00

18,00

18,00

18,00

18,00

13,00

18,00

17,00

18,00

18,00

18,00

15,00

17,00

18,00

18,00

16,00

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Трудности, испытываемые в неполной семье.
Испокон веков считалось, что полная семья, в которой заботу о потомстве, о его разностороннем развитии несут и мать и отец, - залог успешного воспитания ребенка. И, наоборот, в неполной семье хорошо воспитать ребенка весьма проблематично. В рамках этой про­блемы хотелось бы остановиться на более подробной психологической харак­теристике ...

Исследования в области шизофрении
Основной вклад Салливана в психопатологические исследования отражен в серии статей, посвященных этиологии, динамике и лечению шизофрении. По большей части эти исследования были осуществлены в период сотрудничества с больницей Шеппарда и Эноха Пратт в Мэриленде и материалы их были опубликованы в психиатрических журналах с 1924 по 1931 г. ...

Аддикции к еде. Переедание
Аддикция к еде возникает тогда, когда еда ис­пользуется в виде аддиктивного агента, применяя который, человек уходит от не устраивающей его субъективной реаль­ности. В момент раздражения, неудовлетворенности, неуда­чи и скуки возникает стремление "заесть" неприятность, ис­пользуя для этого процесс еды. И это часто удается сдел ...