Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Взаимосвязь самооценки и свойств личности спортсменов

Взаимосвязь самооценки и свойств личности спортсменов
Страница 3

Тревожность спортсмена, имеющего адекватную самооценку, как пра­вило, держится на наиболее оптимальном для спортивной деятельности уров­не (Дашкевич О.В., 1981). Таковым является средний, тяготеющий в сторону высокого (Кретти Б.Д., 1978). В этом случае тревожность мобилизует все ре­зервы спортсмена, что часто бывает необходимо для достижения успеха (Бу-равцова Л.В., Гурьянов A.M., 1979; Мальчиков А.В., 1979). Спортсмен, реаль­но оценивающий свои возможности, настроен на определённый результат и проявляет устойчивую уверенность в достижимости этого результата. Следст­вием становится меньшее волнение и оптимальная тревожность. Неадекватная же оценка собственных действий, по мнению А.Л. Попова (2000), является важной причиной повышения уровня тревожности. Так, скрытая личностная тревожность свойственна спортсменам с завышенной самооценкой (Дашкевич О.В., 1981). В данной взаимосвязи есть своя особенность. Завышенная само­оценка может приводить к снижению тревожности, но при этом снижается и уровень критичности спортсменаг что негативно отражается на результативно­сти его деятельности (Попов А.Л., 2000).

В целом спортсменам свойственна повышенная личностная тревожность (Грибкова Л.П., Круглова С.Г., 1988), поскольку вся их жизнь подчинена со­ревновательной деятельности, которая, как известно, отличается своей стрес-согенностью и экстремальным характером (Серова Л.К., 1999). Одной из при­чин повышенной тревожности может выступать неадекватная самооценка и оценка возможностей соперника (Попов А.Л., 2000).

На прямую связаны самооценка и уровень притязаний. Адекватная са­мооценка является основой для формирования адекватных же притязаний (Медведев В.В., 1993). Важность данного факта для успешной деятельности трудно переоценить. Когда желания личности достичь чего-либо адекватны её возможностям, а следовательно они успешно реализуются, возникают поло­жительные эмоции удовлетворения, самоуважения, желания добиваться боль­шего, уверенности в своих силах. И наоборот, если самооценка неадекватна, уровень притязаний также не соответствует реальным возможностям челове­ка: цели и задачи, которые он перед собой ставит, оказываются либо слишком сложными, либо слишком простыми. В результате у человека возникают не­адекватные переживания, поведение, обидчивость, агрессия, недоверчивость. А.Ц. Пуни (1980) среди типичных черт, характеризующих систему отношений личности спортсмена, отмечает высокий уровень притязаний. Следует, одна­ко, заметить, что данное утверждение относится в большей мере к успешным спортсменам (Дмитриенкова Л.П., Ганюшкин А.Д., 1979). Неадекватный (за­вышенный или заниженный) уровень притязаний наблюдается у менее надёж­ных, склонных к срывам спортсменов, имеющих неадекватную самооценку (Дашкевич О.В., 1981; Богданова Д.Я., 1974; Левит Л.З., 1988). Это, наряду с другими факторами (личностная направленность на себя, установка на дости­жение успеха) приводит к возникновению некоего «комплекса превосходст­ва», в результате чего спортсмен теряет бдительность и терпит поражение (Медведев В.В., 1993). При этом самооценка выполняет регулирующую роль, поскольку от её адекватности во многом зависит и адекватность уровня притя­заний.

Самооценка может быть связана с мотивационной сферой личности - стремлением к достижению успеха или избежанию неудач. По данным О.В. Дашкевич (1981) в первом случае спортсменам характерны неадекватно завы­шенные притязания, что косвенно может свидетельствовать о степени адек­ватности самооценки. Таким образом, самооценка связана с мотивационной сферой личности. Ю.Я. Киселёв, Ю.Д. Куликов (1989) называют самооценку ядром мотивационной системы личности спортсмена. При этом эффективные спортсмены, стабильно показывающие высокие результаты и мотивированные на достижение успеха обладают адекватным уровнем притязаний и высокой самокритичностью, являющимися результатом адекватной самооценки (Даш­кевич О.В., 1981; Левит Л.З., 1988). Адекватная самооценка способствует са­мостоятельности и реализму в постановке целей и выборе мотивов деятельно­сти. Кроме того, структура мотивов даже у спортсменов высокой квалифика­ции динамична, и изменяется под влиянием самооценки своего состояния (а так же возраста и уровня спортивных достижений) (Ильин Е.П., Киселёв Ю.Я, Сафонов В.К, 1989).

Имеются некоторые сведения о взаимосвязи самооценки и направленно­сти личности. Так, Дашкевич О.В. (1981), основываясь на полученные экспе­риментальные данные утверждает, что направленность личности спортсмена «на себя» сопровождается неадекватной самооценкой.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания
Синдром дефицита внимания / гиперактивности – это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов. Синдром (от греч. ...

Сравнительный анализ уровня школьной мотивации первичного и контрольного исследования
Полигон частот по данному распределению до и после эксперимента /Рисунок №20/. Рис. 20. Сравнение уровней школьной мотивации Из сравнительного полигона видно, что уровень школьной мотивации существенно повысился. Если при первичном обследовании у одного учащегося (03)- 10% наблюдалась явная школьная дезадаптация . 40% учащихся (01, ...

Взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада семьи
Большинство неполных семей возникают в случае развода и по причине ухода отца, то есть относятся к материнским семьям. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в с ...