2.) Опросник Леонгарда – Шмишека
В работах К. Леонгарда подчеркивалось, что акцентуированная личность не есть патологическая. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. Акцентуированным личностям присуща готовность к особенному развитию как в области социально положительных достижений, так и в области социально отрицательных. Таким образом, с определенностью можно утверждать, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.
Обработка результатов и их интерпретация по данной методике проводится следующим образом. Результаты подсчета записываются в бланке фиксации результатов. Если итоговый показатель превосходит 12 (максимальное значение шкалы - 24), то это считается признаком акцентуации по данному типу. Однако имеются данные [12,267] согласно которых критическое для диагностики значение лежит пределах 14-16.
В результате проведенного исследования по опроснику Леонгарда - Шмишека среди среднего медицинского персонала средние показатели распределились следующим образом:
Таблица 2.3.
Средние значения типов акцентуаций личности по К. Леонгарду в ЭГ и КГ
Тип акцентуации |
Описание акцентуации |
ЭГ |
КГ |
Гипертимический тип |
Веселость, поверхностность, деловитость, болтливость, склонность к шуткам, изобретательность, склонность к чревоугодию и иные радости жизни, блестящие собеседники. Люди, умеющие развлекать других, легкомысленные, оптимистичные. Повышенная самооценка. |
17, 03 |
12, 08 |
Застревающий, ригидный тип |
Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность) инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике. Для них характерна повышенная самооценка, самонадеянность, заносчивость, честолюбие, негибкость, жесткость установок, взглядов. |
12, 39 |
12, 39 |
Эмотивный, лабильный тип |
Характерна эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Гуманность, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность. Любые жизненные события воспринимаются серьезнее, чем у других людей. |
17, 42 |
16, 65 |
Педантичный тип |
При явной степени выраженности характерны: тяжесть на подъем, нерешительность, скрупулезность, любовь к порядку, робость, добросовестность, жесткое следование плану, раздражительность. |
12, 13 |
18, 49 |
Тревожно-боязливый тип |
Тревожны, боязливы; робость, пугливость, покорность, ипохондричность, неуверенность в себе, постоянные сомнения. |
9, 87 |
11, 46 |
Циклотимический тип |
Характеризуется сменой гипертимических и дистимических состояний. Радостные события вызывают у них картину гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные—подавленность, замедленность реакций и мышления. Изменчивость настроения от внешних условий, цикличность настроения. |
13, 16 |
10, 94 |
Демонстративный тип |
Живость, подвижность, игра своей роли, фантазия, лживость, притворство, авантюризм, артистизм, потребность в признании, эмоциональная лабильность (легкая смена настроения), повышенная самооценка. |
10, 84 |
16, 48 |
Неуравновешенный, возбудимый тип |
Недостаточная управляемость (особенно в сфере влечений), инстинктивность, грубость, власть физиологических влечений, гневливость, склонность к трениям и переменам мест работы, неуживчивость, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность, иногда жестокость, тяжеловесность поступков, чрезмерная обстоятельность, склонность к лидерству, независимость. |
13, 74 |
14, 05 |
Дистимический тип |
Субдепрессивность, серьезность, подавленность, медлительность, неповоротливость, озабоченность, нерешительность, заниженная самооценка, слабость волевых усилий. |
10, 84 |
13, 78 |
Аффективно-экзальированный тип |
Порывистость, лабильность психики, страстность, полярность чувств (любовь и ненависть, восторг и отчаяние), самая сильная любовь возникает в тех случаях, когда любящий не встречает взаимности; восторженность. |
12, 77 |
15, 65 |
Приложения
Приложение 1
Список экспериментальной группы детей МДОУ №204 «Звуковичок» компенсирующего вида 2001–2002 гг. рождения
1. Балакиров Роман
2. Безуглов Михаил
3. Емельяненко Максим
4. Живлякова Мария
5. Зинченко Дарья
6. Отрощенко Данил
7. Панова Анжела
8. Фольц Яков
9. Харламов Дмитрий
10. Шляпников Дмитрий
Список контрольной ...
Развитие межличностных отношений. Понятие межличностного отношения и
основные положения отечественных психологов, рассматривающих проблему
межличностных отношений.
Изучением межличностных отношений занимались многие психологи. У каждого была своя точка зрения, своя трактовка понятия.
Алексей Юрьевич и Галина Михайловна Коджаспировы рассматривали отношение как целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношение ...
Виды профессиональной компетентности
Для определения содержания понятия профессиональной компетентности необходимо рассмотреть его структуру, включающую в себя различные ее виды.
Рассмотрением вопроса о видах профессиональной компетентности занималась Кузьмина Н.В., которая выделяет один из таких видов как «психологическая компетентность». По мнению автора, психологическа ...
Разделы