Условные обозначения: 1 - учебная успешность; показатели удовлетворенности: 2 — учебными достижениями, 3 — процессом учебы, 4 - саморазвитием посредством учебы, 5 - общением в учебной деятельности, 6 - вознаграждением за учебу, 7 — исполнением долга посредством учебы, 8 - общая удовлетворенность учебой.
Корреляционный анализ показателей адаптированности студентов к учебной деятельности показал, что они довольно тесно связаны между собой. Из 24 гипотетически возможных связей достоверного уровня достигают 14 из них (8 - при р < 0,05, 4 - при р < 0,01 и 2 - при р < 0,001). Все связи положительные. Следовательно, структура адаптированности студентов к учебной деятельности является довольно тесно интегрированной.
Наибольшее число достоверных связей обнаружено у показателей учебной успешности (5, 2 из них при р < 0,01), удовлетворенности самосовершенствованием посредством учебы (4, 3 - при р < 0,01), общением (4, 3 — при р < 0,01) и исполнением своего долга перед значимыми другими посредством учебы (5, все при р < 0,05). Показатели удовлетворенности учебой, общением и учебной успешности являются «ядром» адаптированности студентов к учебной деятельности.
Не обнаружено достоверных связей у показателя удовлетворенности студентов материальным вознаграждением за хорошую учебу. Это можно объяснить тем, что материальное вознаграждение за учебу со стороны родителей не осуществляется, а стипендию студенты даже не рассматривают как аналог зарплаты.
Показатель учебной успеваемости оказался тесно связанным с интегральным показателей удовлетворенности студентов своей учебной деятельностью (р<0,01).
Кроме того, чем выше учебная успешность студентов, тем больше они удовлетворены своим самосовершенствованием (р < 0,01), достигаемыми успехами, общением с другими участниками учебного процесса и исполнением своего долга перед другими (р < 0,05). Вероятно, именно перечисленные сферы учебной деятельности являются для студентов наиболее значимыми.
Удовлетворенность студентов своими учебными достижениями взаимосвязана с удовлетворенностью общением (р < 0,01), процессом получения новых знаний и умений и реализацией чувства долга (р < 0,05).
Удовлетворенность процессом обучения имеет еще несколько связей кроме уже обсуждавшихся. Она тем выше, чем более студент удовлетворен теми изменениями, которые произошли с ним за время учебы, общением с соучениками и преподавателями (р < 0,01), а также тем, насколько хорошо он исполнил долг перед значимыми для него людьми, получая образование (р < 0,05).
Удовлетворенность студентов степенью своего интеллектуального и личностного самосовершенствования, кроме прочего, влияет на удовлетворенность отношениями с участниками учебного процесса. .
И, наконец, удовлетворенность степенью исполнения своего долга перед другими посредством учебы, имеет взаимосвязи с показателями удовлетворенности общением в учебной деятельности и вознаграждением за учебу (р < 0,05)
Полученные связи вполне логичны и ожидаемы, в связи с чем в дополнительных объяснениях не нуждаются.
Следует отметить, что структура удовлетворенности учебной деятельностью у студентов, не занимающихся спортивной деятельностью, во многом подобна вышеописанной, в связи с чем ее обсуждение может быть опущено.
Нефармокологические
зависимости
К нехимическим относятся азартные игры (гэмблинг), сексуальная и любовная аддикции, аддикция отношений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, ургентные аддикции, а также аддикция к еде (переедание и голодание. Из вышеперечисленных два термина — аддикция отношений и ургентная аддикция — требуют пояснения.
Аддикция отношений ...
Исторически сложившиеся трактовки причин девиации
В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям челове ...
Психологическая педагогика как наука. Исторические
аспекты педагогической психологии
В развитии и становлении психологической педагогики как науки можно выделить три этапа. Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим. Второй - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагог ...
Разделы