Условные обозначения: 1 - учебная успешность; показатели удовлетворенности: 2 — учебными достижениями, 3 — процессом учебы, 4 - саморазвитием посредством учебы, 5 - общением в учебной деятельности, 6 - вознаграждением за учебу, 7 — исполнением долга посредством учебы, 8 - общая удовлетворенность учебой.
Корреляционный анализ показателей адаптированности студентов к учебной деятельности показал, что они довольно тесно связаны между собой. Из 24 гипотетически возможных связей достоверного уровня достигают 14 из них (8 - при р < 0,05, 4 - при р < 0,01 и 2 - при р < 0,001). Все связи положительные. Следовательно, структура адаптированности студентов к учебной деятельности является довольно тесно интегрированной.
Наибольшее число достоверных связей обнаружено у показателей учебной успешности (5, 2 из них при р < 0,01), удовлетворенности самосовершенствованием посредством учебы (4, 3 - при р < 0,01), общением (4, 3 — при р < 0,01) и исполнением своего долга перед значимыми другими посредством учебы (5, все при р < 0,05). Показатели удовлетворенности учебой, общением и учебной успешности являются «ядром» адаптированности студентов к учебной деятельности.
Не обнаружено достоверных связей у показателя удовлетворенности студентов материальным вознаграждением за хорошую учебу. Это можно объяснить тем, что материальное вознаграждение за учебу со стороны родителей не осуществляется, а стипендию студенты даже не рассматривают как аналог зарплаты.
Показатель учебной успеваемости оказался тесно связанным с интегральным показателей удовлетворенности студентов своей учебной деятельностью (р<0,01).
Кроме того, чем выше учебная успешность студентов, тем больше они удовлетворены своим самосовершенствованием (р < 0,01), достигаемыми успехами, общением с другими участниками учебного процесса и исполнением своего долга перед другими (р < 0,05). Вероятно, именно перечисленные сферы учебной деятельности являются для студентов наиболее значимыми.
Удовлетворенность студентов своими учебными достижениями взаимосвязана с удовлетворенностью общением (р < 0,01), процессом получения новых знаний и умений и реализацией чувства долга (р < 0,05).
Удовлетворенность процессом обучения имеет еще несколько связей кроме уже обсуждавшихся. Она тем выше, чем более студент удовлетворен теми изменениями, которые произошли с ним за время учебы, общением с соучениками и преподавателями (р < 0,01), а также тем, насколько хорошо он исполнил долг перед значимыми для него людьми, получая образование (р < 0,05).
Удовлетворенность студентов степенью своего интеллектуального и личностного самосовершенствования, кроме прочего, влияет на удовлетворенность отношениями с участниками учебного процесса. .
И, наконец, удовлетворенность степенью исполнения своего долга перед другими посредством учебы, имеет взаимосвязи с показателями удовлетворенности общением в учебной деятельности и вознаграждением за учебу (р < 0,05)
Полученные связи вполне логичны и ожидаемы, в связи с чем в дополнительных объяснениях не нуждаются.
Следует отметить, что структура удовлетворенности учебной деятельностью у студентов, не занимающихся спортивной деятельностью, во многом подобна вышеописанной, в связи с чем ее обсуждение может быть опущено.
Методики исследования
В ходе экспериментального исследования у спортсменов и лиц, не занимающихся спортом изучались три блока психологических показателей:
- характеристики самооценки личности;
- свойства личности;
- характеристики адаптированности к деятельности.
В связи с тем, что многие из методик являются широко известными, в приложения были помещены ...
Конституциальная психология Шелдона.
Шелдон родился в 1899 году в Уорвике в 1919 году получил степень бакалавра, в последствие получил степень магистра в Колорадо. В 1933 году он получил степень доктора медицины – также в Чикагском университете. С 1924 по 1926 год он преподавал психологию в Чикагском университете, а затем был в течение года ассистентом и в Чикагском универ ...
Понятие порогов и диапазона чувствительности
Возможности анализаторов отражать отдельные свойства раздражителей или тонкие различия между ними характеризуют пороги ощущений. Изучением и измерением порогов ощущений занимается психофизика, основателем которой считают Г. Фехнера (1860).
Нижний абсолютный порог
Нижний абсолютный порог — это минимальная величина раздражителя, вызыва ...
Разделы